Религиозный подход к проблеме химической и нехимической зависимостей

Всем хорошо известен методично навязанный обществу медико-биологический взгляд на проблему алкоголизма и наркомании. Сторонники  точки зрения, отождествляющей пристрастие к алкоголю с болезнью в классическом ее понимании, опираются на мнение Американской медицинской ассоциации и позицию по этому вопросу подкомитета по вопросам алкоголизма Комитета по охране психического здоровья ВОЗ  полувековой давности.

Между тем Слово Божие  говорит о пьянстве как о  греховном образе жизни. Пророк Осия, описывая пороки иудейского народа, замечает: «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Осия 4:11). И в другом месте: «Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное».  (Осия 4:18). Сам Господь предостерегает нас, говоря о грядущем Страшном суде, – «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». (Лука 21:34). Апостол Павел, обращаясь к римлянам вторит Спасителю: «Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». (Римл 13:13).

По его словам пьянство лишает человека Царства Небесного: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни  пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9 -10)». По тексту мы видим, что о пьянстве говорится, как о разновидности греховного поведения, составной части  неблагочестивого образа жизни. В этом мы убеждаемся, читая другие параллельные места библии. Вот, например, в послании к галатам апостол Павел   прямо говорит: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».  (Гал 5: 19-21). Также и апостол Петр в своем 1-ом послании пишет: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению». (1-e Петра 4:3).

Согласно учению Отцов Церкви грех пьянства состоит, прежде всего в том, что человек, осознанно пристрастившись к вину,  оставляет в стороне самую главную, поставленную перед ним Господом жизненную задачу – восстановить утраченное богоподобие. По мнению Свт. Василия Великого, человек, предающийся пороку, расточает все дарованные ему Богом духовные блага[1]. Поэтому пьянство, наркоманию, лудоманию и прочие виды пристрастий следует рассматривать как богохульство.

Многие связывают наркоманию с бездуховностью. На самом же деле здесь мы имеем дело с особым типом ложной духовности – метафизикой своеволия. Именно, самость, эгоизм, стремление быть, «как боги, знающие добро и зло» приводит человека, в  конце концов, к богоотступничеству, богоборчеству, идолопоклонству и смерти.

Первоверховный апостол Павел в своем послании к апостолу Титу по отношению к пьянству употребляет глагол «порабощаться»  (Тит 2:3).

И вот магистр богословских наук диакон Игорь Ивонин, говоря о проблеме наркомании, противопоставляет зависимость от наркотиков подлинной свободе, которая состоит в  познании Истины и сопричастности Ей.

«Отныне, говорит он, не первенство истины, даже не приоритет пользы, а приоритет и первенство НАСЛАЖДЕНИЯ господствует над умами и чувствами людей, как некий языческий гедонизм, который извращает сам модус бытия человека. Наркозависимость есть логическое следствие этого гедонизма, назидательное разрушение жизни, нивелирующее свободу и уничтожающее главные составляющие личности человека — его самосознание и инаковость.

И, наконец, продолжает он, наркомания в свете церковного вероучения может быть расценена нами как один из видов идололатрии, дающий иллюзорную подделку, гибельный суррогат, подмену истинного пути к Царствию Божиему, к высочайшему надмирному блаженству и наслаждению, которое всем нам даровано Богом.

Совершенно очевидно, завершает свои высказывания отец диакон, что наркомания — это религиозный феномен, представляющий одну из форм идололатрии, то есть идолопоклонства, в котором главная цель религиозного поиска — Истина — бессознательно подменяется поиском удовольствия и наслаждения»[2].

Современная наркология утверждает, что у химической и нехимической зависимости единый механизм формирования. Поразительно, но факт, и вещество, которое потребляется внутрь, и «железо» в виде компьютера, могут вызывать при их злоупотреблении одинаковую перестройку нейромедиаторных процессов мозга —  так называемый синдром патологического влечения.

На рисунке представлено единство механизмов зависимости от психоактивных веществ.

«В процессе злоупотребления алкоголем или наркотиками развивается перестройка химических (нейромедиаторных) процессов мозга. Можно сказать, что нарушается обмен веществ, передача импульсов и взаимоотношения нервных клеток. Формируется стержневое расстройство при зависимости – синдром патологического влечения. То же самое происходит при игромании или зависимости от компьютерных игр (в медицинской практике это называется нехимической зависимостью)» .

Стало быть, все дело в том, как мы ко всему относимся. Как тут не вспомнить учение святых отцов о формировании страстей. Вот что по этому поводу писал преподобный Нил Сорский: «Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сосложение; за ним порабощение от него – пленение; и наконец – страсть»[3].

Естественно, организм просто обязан перестраивать свои нейрогуморальные процессы в соответствии с нашими установками, значимостями и ценностями.

Поэтому самой действенной терапией будет та, которая направлена на устранение причины возникновения заболевания, а не на его механизм развития или симптомы.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)  на злостное пьянство смотрел и вовсе как на разновидность бесоодержимости.  Достаточно здесь вспомнить его проповедь об исцелении гадаринского бесноватого[4]. Ясно,  без поста и молитвы бесы, одурманивающие людей пьянством и наркоманией, не покинут порабощенные души.

Игумен Валерий (Ларичев), кандидат медицинских наук, врач-психиатр, высказывается в этой связи следующим образом. «Одержимостью является и алкоголизм. Это особенно заметно при обострении заболевания — в состоянии «белой горячки». Одержимость наркомана еще более очевидна: его поведение демонстрирует, насколько человек может «не принадлежать себе».

Кто же руководит поведением пьяного чело­века, когда у него «отключается сознание»? Или поведением наркомана? Ясно, что это — страшные, злые духи, единственная цель которых—совершенно погубить не только тело, но и душу человека, добровольно лишившегося способности осознавать окружающий мир и себя самого. Злоба, ненависть, вражда, склонность ко лжи и воровству занимают в душе место, которое должно принадлежать добру и любви.

Многолетний психотерапевтический и священнический опыт позволяет с уверенностью утверждать — зависимость от вина и наркотиков — это в первую очередь проблема духовная и справляться с нею надо, прежде всего, на духовном уровне»[5].

Таким образом, мы постепенно начинаем понимать, что химические и нехимические виды пристрастий –  это не болезни в узко медицинском  смысле, а расстройства поведения и психики, которые являются следствием гедонистического образа жизни.

Из этого же следует, что основной мишенью во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий должен быть не синдром патологического влечения, а личность страждущего и его окружение.  Соответственно, лечебно-реабилитационная и профилактическая помощь при алкоголизме, наркомании и ассоциированных с ними проблемах должна строиться на основе экологического подхода, включающего  духовно-религиозную, социально-психологическую и медико-биологическую компоненты.

Протоиерей Алексий Бабурин,  член Исполкома Всероссийского общества православных врачей,  ст. науч. сотр. группы особых форм психической патологии Научного центра психического здоровья РАМН, председатель Совета Душепопечительского центра имени преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны «Дом милосердия».

Херсонес, 8 июня 2011 г.

IV международная духовно-медицинская конференция, посвященная 50-летию со дня преставления Святителя Луки (профессора В.Ф.Войной-Ясенецкого). Симферополь, 7-9 июня 2011 г.


[1] Василий Великий, свт. Беседа на упивающихся // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской: В 5 т. – Репр. – Кн. 4. М., Паломник, 1993, с. 243-257.

[2] Диакон Игорь Ивонин. Богословское осмысление проблемы наркомании в свете православного вероучения // Теория и практика противодействия наркомании (выпуск первый) Санкт-Петербург, Епархиальный информационный центр по противодействию наркомании, 2003, с. 18-22.

[3] Цит. по: Игумен Валерий (Ларичев). Путь к трезвости. М., Русский хронограф, 2001, с. 5.

[4] Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается» (Духовные беседы). Москва, 1997, с. 166 -168.

[5] Игумен Валерий (Ларичев). Путь к трезвости. М., Русский хронограф, 2001, с. 6.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *