В СИНОДАЛЬНОМ ОТДЕЛЕ ОБСУДИЛИ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРИХОДСКОЙ ПОМОЩИ АЛКОГОЛИКАМ И НАРКОМАНАМ

28 февраля в Синодальном отделе прошел семинар по организации приходских программ оказания помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Семинар был призван помочь благочиниям Москвы в реализации соответствующего поручения Патриарха Кирилла. В центре внимания оказалось отношение участников семинара к программе «12 шагов». Ее обсуждение привело к неожиданностям, сообщаетДиакония.Ру.

Программа «12 шагов» — всемирно известная программа реабилитации зависимых людей, которая применяется в группах анонимных алкоголиков или анонимных наркоманов. Несмотря на то, что еще в 1990-е годы создание таких групп при храмах получило благословление священноначалия, некоторые православные до сих пор относятся к этой программе отрицательно, основываясь на том, что она имеет внеконфессиональный характер. Известными критиками «12 шагов» были духовник общины трезвости при храме в Ромашково протоиерей Алексий Бабурин и нынешний настоятель храма, врач высшей категории протоиерей Валентин Жохов.

Однако в ходе семинара выяснилось, что отец Валентин изменил свое отношение. После семинара протоиерей Валентин Жохов объяснил сайту diaconia.ru, почему теперь он не выступает против обществ анонимных алкоголиков: «Чтобы понять, как выразить нашу работу по организации семейных клубов трезвости на научном языке, я обратился к социальной психологии. Оказалось, что это малые социальные группы, адаптирующиеся к трезвому образу жизни. Поэтому все формы групповой работы с людьми, зависимыми от алкоголя и наркотиков, имеют что-то общее. У анонимных алкоголиков тоже небольшие группы. Разница есть – у нас диалогический подход, там, наверное, в большей степени выражен монолог. Так разные формы помощи возможны. Мне казалось и продолжает казаться, что в группах анонимных алкоголиков не хватает духовного компонента. Но все имеет свои изъяны», — заключил отец Валентин.

Одним из первых предоставил помещение для групп анонимных алкоголиков Свято-Данилов монастырь. Насельник монастыря игумен Иона (Займовский) занимается помощью зависимым людям 11 лет и считает программу «12 шагов» наиболее эффективной. Сегодня на территории монастыря в разное время собираются две группы анонимных алкоголиков. Некоторые из них стали прихожанами Свято-Данилова монастыря, окормляются у отца Ионы, кто-то ходит в другие храмы. Они готовы делиться своим опытом с православной общественностью, участвовать в круглых столах, приглашают священнослужителей и мирян на открытые собрания. Также уже 5 лет при монастыре работает православная программа помощи зависимым «Метанойя».

О ромашковской общине трезвости рассказала заместитель директора АНО «Дом милосердия» психолог Екатерина Севастьянова. Они ориентируются на методику клубов выздоравливающих алкоголиков, разработанную в Хорватии и получившую распространение в Италии. В девяностые годы по инициативе общины было подготовлено около ста руководителей семейных клубов трезвости, прошедших обучение и в Италии, и создано несколько десятков таких клубов. Но сегодня их только шесть, из которых четыре — при Свято-Никольском храме. Методика претерпела изменения, адаптирована к русским духовным и культурным традициям. В ее основе духовно-ориентированный диалог, основной принцип которого сформулирован в книге психолога Тамары Флоренской (1936-1999) «Мир дома твоего»: видеть в человеке его духовное «Я». А увидеть это «Я» — образ Божий – в алкоголике очень непросто. На встречах групп участники учатся принимать эти слова Тамары Флоренской на веру. Только когда они поверят, что в каждом человеке, как бы он ни опустился, есть образ Божий, возможен диалог. По словам отца Валентина Жохова, за последние три года через ромашковские группы прошло около двухсот человек, устойчивая ремиссия от года до трех (то есть люди за это время не выпили ни грамма) – 33%.

Всероссийское Иоанно-Предтеченское православное братство «Трезвение», объединяет 54 прихода из 23 епархий России, Украины, Беларуси и Казахстана. Заместитель председателя братства по информационному взаимодействию Иван Клименко считает, что даже если каждый приход Русской Православной Церкви активно займется помощью зависимым людям, в масштабах страны проблему не решить. При среднем потреблении на душу населения 15-18 литров чистого спирта больше людей будет спиваться, чем за этот же период выздоравливать. Необходима просветительская деятельность, изменяющая отношение к абсолютной трезвости, которую сегодня большинство воспринимает как унылое существование, на которое обречены алкоголики. Иоанно-Предтеченское братство пропагандирует трезвость как норму. Около половины членов приходских обществ братства никогда не имели проблем с алкоголем сами и не были созависимы пьющим родственникам, но считают необходимым просвещать подрастающее поколение, настраивая его на трезвый образ жизни.

Участники семинара обсудили так называемый «метод Шичко» — широко известный, но спорный метод помощи зависимым людям. Геннадий Шичко (1922-1986) — российский биолог, психолог и физиолог. В Ленинградском институте экспериментальной медицины Шичко изучал воздействие слова на человека. Энтузиасты, применяющие метод Шичко на практике, используют дневники самонаблюдения, то есть трезвящиеся алкоголи записывают свои чувства, мысли, переживания и затем их обсуждают. Правда, пока официального церковного отношения к методу Шичко нет, объяснил руководитель направления Синодального отдела Валерий Доронкин. Ведущие в стране специалисты — главный нарколог России Евгений Брюн и директор института реабилитации национального научного центра наркологии Тарас Дудко – относятся к нему положительно. Однако духовник екатеринбургского общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин считает, что научного метода Шичко не существует. «В методе Шичко нет ничего уникального, — считает Валерий Доронкин. – Такую методику применяют в реабилитационных центрах во всем мире». Сам Шичко, по мнению Валерия Доронкина, был харизматичной личностью, поэтому его метод получил широкое распространение в России. Но поскольку разработанной и утвержденной Минздравом методологии нет, его последователи не находились под строгим контролем медицинского сообщества и многие из них дискредитировали метод. Сам же Шичко был материалистом и известны его критические высказывания о вере. «Думаю, что критикуют православные люди не метод Шичко, а его как человека, выступавшего против веры», — отметил руководитель направления Синодального отдела. Он добавил, что при разработке церковной методологии помощи зависимым людям необходимо будет описать метод помощи по Шичко и сформулировать церковное отношение к нему. «Но факт, что сотням, если не тысячам людей в нашей стране, такой метод помог», — подытожил Валерий Доронкин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *