Юбилейная конференция 1912-2012 гг в Санкт-Петербурге

Значки и ручки с такой надписью выдавались после регистрации всем участникам конференции, посвященной Первому съезду православных трезвенников. Первый день юбилейной конференции прошел 11 декабря в прекрасном зале православного драматическоготеатра «Странник» при заводе АТИ на Цветочной улице в Санкт-Петербурге. Здесь и собрались сторонники православной трезвости из разных городов нашей страны. Правда, было на встрече в этот раз не 450 участников, как 100 лет назад, а лишь около 150 человек. И прошло мероприятие не теплыми августовскими днями, а снежным зимним утром. Однако в зале было тепло и уютно от улыбок, объятий, радостного позитивного настроя участников.

«Проповедовать с амвона о проблеме алкоголизма»

   Среди собравшихся — представители администраций города и области, сотрудники Синодального отдела РПЦ, гости из ближних и дальних регионов России — духовенство и миряне, ученые, врачи, педагоги, социальные работники и студенты.

   Организаторов юбилейной конференции оказалось в этот раз несколько — Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви, Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» РПЦ и, конечно же, клуб «Бодрствования во имя святого мученика Вонифатия, что при храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на заводе АТИ.

   И не случайно именно на территории небольшого питерского завода состоялась эта трезвенническая конференция. Ведь именно здесь почти 20 лет назад, (в 1993 году) началось возрождение дореволюционного трезвеннического движения под руководством первого председателя клуба «Бодрствование» и, впоследствии, первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Владимира Алексеевича Михайлова.

   Юбилейная конференция по традиции началась с молебна у образа иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», перед которым молятся об избавлении от недуга пьянства. Молебен, который совершили все участники встречи, возглавил руководитель епархиального отдела по борьбе с наркоманией и алкоголизмом, протоиерей Сергий Бельков. Он же зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира участникам конференции.

   В этом приветствии было подчеркнуто, что именно Церкви принадлежит инициатива создания трезвеннического движения.

— Возрождение объединений, благодаря которым человек получает жизненный ориентир в хаотичном пространстве вседозволенности – говорилось в обращении владыки, — благородное дело, которому посвятили себя участники юбилейной встречи. В наши дни уже не только Церковь, но и государство заговорили о проблеме алкоголизма. Задача современного пастыря — использовать богатое историко-культурное наследие дореволюционной России по противодействию зависимостей, создавать на приходах братства трезвости, проповедовать с амвона об острой и чувствительной проблеме алкоголизма.

   Тепло поприветствовал собравшихся генеральный директор ОАО «Завод АТИ» Васильев Сергей Евгеньевич, который, прошел когда-то занятия у В. А Михайлова, и дал возможность организовать на территории завода первый православный клуб трезвости, а затем и первое православное радио, и первый православный театр…

Поддержка трезвенников была на самом высоком уровне

   Об истории первого трезвенного съезда рассказал собравшимся иерей Игорь Илюшин, преподаватель центра помощи алкозависимым «Трезвость» при отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. О. Игорь поведал, в частности, что на самом первом трезвенническом съезде, прошедшем в России в 1910 году, была убрана религиозная составляющая. Поэтому священники, исповедующие православную трезвость, решили собрать свой съезд, который и состоялся в 1912 году. Инициатором и организатором его стал известный митрополит Владимир Богоявленский, написавший к съезду актуальную и по сей день работу «Против ли нас абстинентов (трезвенников) Библия?». От его имени было разослано приглашение всем известным православным трезвенникам России, среди которых были ректора и преподаватели многих учебных заведений, представители медицинской науки, ученые, известные деятели культуры, множество лиц духовного звания, крестьяне, знатные дамы и пр.

   Председателем съезда, проходившего в течение 6 дней в Петербурге, был Высокопреосвященнейший владыка Арсений (Стадницкий), архиепископ Новгородский и Старорусский. Значимость трезвеннического движения понимали тогда на самом высоком уровне и не удивительно, что начато мероприятие было с зачитывания приветственной телеграммы императора Николая 2 всем участникам съезда. Основательные доклады о важности отрезвления людей зачитывали такие светочи медицинской науки как профессор-психиатр И. А. Сикорский и другие известные ученые.

   Пространнейшая резолюция того съезда из 23 пунктов – образец организации и проведения трезвеннических идей в обществе и для сегодняшних сторонников и пропагандистов трезвого и здорового образа жизни. Увы, многие пункты резолюции столетней давности звучат недосягаемой мечтой при нынешнем отношении людей и власть имущих к самой идее трезвости и трезвения.

   Председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» РПЦ, протоиерей Игорь Бачинин прочитал с трибуны доклад «Роль церкви в утверждении трезвости», подкрепив свое выступление как всегда наглядными слайдами. Он подробно рассказал об успешном опыте внедрения трезвенной пропаганды в Свердловской области, об опыте взаимодействия в этой работе светских и религиозных властей, о способах привлечения к идее трезвости школьников и молодежи.

Нужно уверенно отстаивать свои трезвенные убеждения

   Председатель всероссийского братства «Трезвение» убежден, что трезвость – нравственная категория и именно Церковь должна взять на себя организацию процесса утверждения, распространение и сохранение в обществе знаний о трезвости, как важнейшей нравственной категории. Нужно, по мнению протоиерея Игоря Бачинина, чтобы человек не стеснялся своей трезвости, как это сейчас зачастую бывает, а твердо и уверенно отстаивал свои трезвенные убеждения, предлагая последовать своему примеру. А для этого нужно трезвенное просвещение, направленное на преобразование духовно-нравственного пространства личности и общества.

— Как ученый, защитивший научную диссертацию по данной проблематике, — отметил о. Игорь, — могу сказать, что только тогда у человека появляется желание измениться, когда у него есть мощная мотивация. Именно этим и объясняется, что по сравнению с наркологией, дающей 10-12 % ремиссии, религиозные организации без всяких лекарств позволяют сохранять трезвость примерно 60 % страдающим от этого недуга людям. В отличие от светски ориентированных страждущих, у верующих людей есть твердое убеждение: «Пьяницы – царствия Божия не наследуют…». Они верят и другим словам Писания на эту тему, и сама эта вера, молитва и пост помогают людям удержаться от срывов, сохраняя трезвость и бодрствование до конца своих дней. Напомнив, что символом Византийской, а затем и Российской империи был двуглавый орел, олицетворяющий симфонию Церкви и Государства, священник Игорь Бачинин призвал к осознанию своей роли, как представителей православной трезвости, призванных ввести в общество понятие трезвость как одно из базовых национальных ценностей, эталон которой – святость.

   Порадовал о. Игорь собравшихся и тем, что при Педагогическом институте Екатеринбурга открылась с недавних пор магистратура, выпустившая в прошлом году первый выпуск из 20 человек, 9 из которых работает над диссертациями на тему трезвости. А всего в свердловской области охвачено трезвенной пропагандой не менее миллиона человек.

   Сейчас в состав братства «Трезвение» входят около 70 православных общин в разных уголках нашей страны и зарубежья. Вошла в состав братства в 2012 году даже американская община.

   О состояние дел в распространении трезвеннических убеждений через приходские общества трезвости подробно рассказал В. К Доронкин, возглавляющий Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению под руководством владыки Пантелеймона. Оказывается сегодня в стране существует 150 общин, исповедующих трезвость, а в дореволюционной России их было 2,5 тысяч, при том, что количество зависимых людей возросло несопоставимо.

Нравственная оценка употребления вина в разные времена

   Интереснейший доклад «Богословское обоснование трезвенной работы» прочел на конференции протоиерей Илья Шугаев, начавший свое выступление с разбора знакомых всем стереотипов об отношении к вину в Библии. Подробно разложив все переводы слова «вино» в книгах Ветхого и Нового Завета, он доказал, что это слово чаще употреблялось в негативном контексте, если речь шла о сброженном напитке, а не о виноградном соке, который воспевался как Божье благословение наряду с хлебом и елеем. Кроме того, в разные времена у разных народов давалась разные оценки употреблению вина в зависимости от исторической и культурной ситуации. Вот почему есть противоречия даже в высказываниях порой и одних и тех же святых отцов, признанных Церковью Вселенскими Учителями. О. Илья даже составил и продемонстрировал наглядный график нравственной оценки употребления вина в разные времена, исходя из библейских цитат.

   С демонстрации фильма о своей трезвеннической общине в подмосковном поселке Ромашково начал свое выступление протоиерей Алексий   Бабурин, бывший врач и старший научный сотрудник РАМН. После столь наглядного видеоряда и высказываний членов общины, прозвучавших в кадре, и говорить много не надо было. И не случайно о. Алексий награжден даже несколькими медалями за заслуги перед Отечеством. Взяв за основу опыт семейных зарубежных клубов, прот. Алексий Бабурин наполнил его религиозной составляющей и получил результат, которым интересуются теперь во многих странах за рубежом. А в научных кругах метод подмосковной общины стал известен как Сократические диалоги или метод идеологического собеседования. О как!

   Надо отметить, что данная конференция отличалась от типичных официальных мероприятий еще и тем, что между докладами сцену предоставляли людям с гитарой (Лее Алексеевой и Антону Галицкому), которые исполняли православные песни собственного сочинения.

   О состоянии трезвенного движения в Санкт-Петербургской епархии рассказал иерей Евфимий Добрянский, отметивший, что 10 обществ трезвости из 70, входящих в братство действуют в ленинградской области. И помимо известной «Обителей исцеления» для наркозависимых юношей и девушек в поселках Саперное и Торфяное, появился в епархии еще и реабилитационный центр в селе Сологубка при храме царственных страстотерпцев. Настоятель этого храма, один из основоположников возрождение дореволюционного трезвеннического движения — о. Александр Захаров был в составе президиума на юбилейной конференции. К нему и направляют теперь сотрудники Центра помощи алкозависимым «Трезвость» своих подопечных, нуждающихся в реабилитации.

Евангельская проповедь как способ обретения трезвости

   Об еще одной трезвеннической общине – последователях Братца Иоанна Чурикова, ярко и лаконично рассказал со сцены член братского совета общины Сергей Паламодов. Он убежден, что именно евангельская проповедь, а не все прочие церковные таинства и обряды, является главным способом обретения трезвости.

— Слово Божие – есть первая, забежная ступень в той лестнице, по которой идет человек к своему спасению. Без этой ступени, то бишь без Слова, можно и шею свернуть,- эмоционально заявлял в своем слове Сергей.

   Не менее яркими были выступления еще двух питерских трезвенников – председателя клуба «Бодрствование» при заводе АТИ Ю.Н Кладикова и доктора медицинских наук, профессора медицинской психологии СПбМАПО, диакона Григория Григорьева, рассказавшего о духовных и физических причинах пьянства и наркомании.

   После обеденного перерыва в столовой завода, за круглыми столами состоялись обсуждения таких тем как «Реабилитации и реадаптация людей с хронической формой зависимости», «Приходские общества трезвости» и «Семейные улубы трезвости».

   12 декабря участники встречи посетили Александро-Невскую лавру и совершили заупокойную литию у могил «апостолов трезвости»: священника Александра Рождественского, развернувшего мощное трезвенническое движение в дореволюционной России, и владыки Иоанна Снычева, поддержавшего своей митрополичьей властью первых трезвенников города 20 лет назад. Завершился крестный ход по Никольскому кладбищу традиционно у могилы первого председателя Иоанно-Предтеченского Братства Владимира Михайлова.

   После этого все желающие побывали в областном поселке Саперном, где успешно действует епархиальный реабилитационный центр под руководством протоиерея Сергия Белькова. Часть участников конференции совершили экскурсию по памятным местам трезвости Санкт-Петербурга по маршруту, разработанному С. Ю. Паламодовым.

 Светлана  Троицкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *