Гадаринский бесноватый

Отец Алексий: Мы читаем апостольские Послания к римлянам и Евангелие от Матфея. В эти выходные говорилось, как Господь пришел в гадаринскую землю, где двое людей прятались в гробах и наводили ужас на округу, потому что были одержимы бесами. Обычно люди стороной обходили эти места. Когда шел Господь наш Иисус Христос эти двое несчастных приблизились к нему и силы злобы поднебесной, которые в них были, обратились ко Христу как к Сыну Божию. Они испугались, что Христос прежде времени пришел придать их на мучение, и просили, если Он изгонит этих бесов из людей, чтобы послал их в стадо свиное. Согласно иудейскому закону нельзя было разводить свиней и употреблять их мясо в пищу. Но в этих краях жили не только иудеи, но и язычники. Тогда Господь повелевает этим бесам войти в стадо свиней. А оно устремляется в море и утопает.

Несколько лет назад я уже изучал тему, связанную с бесоодержимостью при пьянстве. Мы вместе тогда обсуждали работу под названием «Вуду в мегаполисе». Тогда я рассказывал, что вудуисты объявили партизанскую войну христианству. В этой книге приведен рассказ журналиста из Америки, который описал культ вудуистов. Во время этого действия они собираются вместе, режут петуха, которого затем опрыскивают кровью, и напиваются джина, содержащий 96% спирт. После чего ими овладевает нечистая сила, которая заставляет их бежать к воде и бросаться в реку. Если бы они не ставили огромную бочку с водой на полпути к реке, то бесы топили бы их насмерть. Это описание бесоодержимости, которое приводит современный журналист, который, быть может, и не читал Евангелие. Но как оно совпадает с классическим евангельским описанием. Мы видим, что бесы гонят в воду не только свиней, чтобы утопить их, но и людей.

Культ вудуизма представляет собой как раз яркий пример культа служения сатане. Мы видим совершенно явно, что вместе с пьянством, с неуставным употреблением спиртных напитков, не во славу Божию, а по похоти своей, человек добровольно накликает на себя бесов. Конечно же, светский мир в большинстве своем не признает реальность духовного мира. И если об этом сказать, например, на первом канале телевидения в прайм-тайм, что алкоголизм, это не болезнь, а одержание бесами, то многие не приняли бы такого заключения. Но факт остается фактом. Представьте себе, сколько ни пытаются специалисты найти некое объяснение феномену алкоголизма, называя его болезнью, или определяя через образ жизни или еще как-то, они все равно уходят от той стороны, которая как бы не видна, сокрыта.

Более того, надо сказать, что даже сейчас среди многих верующих людей, если проанализировать их веру, можно обнаружить ее ущербность, потому что они не верят в силы зла, в реальное существование беса. Вы наверняка помните о том, как в древней русской рукописи XVI века «Повесть о хмельном питии» приводится такое рассуждение, что первая чарка (а это где-то 123 мл разбавленного вина) выпивается во здравие, вторая — для веселья, третья уже приводит к пьянству, а четвертая  — к бесоодержимости.

А если теперь мы обратимся к рекомендациям специалистов из Всемирной организации Здравоохранения, то окажется, что 250 мл вина является дозой, которую разрешают для употребления в день мужчиной, не имеющим пристрастия к алкоголю, среднего телосложения, здорового, живущего в средней полосе. Для женщин такая доза меньше и составляет 150 мл красного вина. Такой количественный показатель разрешенного для употребления в день вина является сейчас основным критерием для Великобритании и Северной Европы. Кстати, английское королевское общество приводит данные собственного исследования, которое совпадает с выводами специалистов ВОЗ. Еще раз обращаю ваше внимание, что речь идет о сухом разбавленном вине.

В церковном уставе мы обнаруживаются каноническое позволение на использование спиртных напитков практически в таком же количестве. Поразительное совпадение – опыт Церкви и мнение специалистов ВОЗ в этом вопросе одинаковы. Итак, эта доза вина не причиняет человеку вреда при условии, если он употребляет вино с перерывами на трезвые дни. То есть, речь идет не о каждодневном употреблении спиртного. Особенно здесь важно еще раз сказать, что мы говорим о так называемых здоровых людях, для которых употребление спиртных напитков не стало жизненной проблемой. Людям, пристрастным к алкоголю, а в духовном плане, значит, одержимым пьянственным бесом, употребление алкоголя не дозволяется вовсе.

Возвращаясь к литературному памятнику XVI века, следует, что вслед за третьей чаркой уже наступает изменение состояния сознания, которое приводит к злоупотреблению, а с четвертой человек добровольно на себя накликает беса. Когда святитель Лука Войно-Ясенецкий в своей проповеди говорил о бесоодержимости, то приводил как раз пример людей пьющих. Когда специалисты анализируют алкогольные психозы, то в бредовых галлюцинациях больных людей они часто видят вполне реальных бесов. Архиепископ Лука, обладая клиническим мышлением врача и духовным опытом священнослужителя, прямо на это указывает. Если в Евангелии встречается указание на бесоодержимость и ее описание, то что же изменилось в наше время? У современного человека создается ложное впечатление, что если духов не видно, значит, их нет. Но ведь они также как и в то время обладают способностью овладевать человеком.

Общество анонимных алкоголиков широко пропагандирует идею, что алкоголизм — это болезнь. С этим согласилась и наука. Правда сейчас она говорит, что алкоголизм — это все же психическое расстройство поведения. Это, безусловно, большое достижение, что наука уже говорит не только о биологической детерминированности, но и о влиянии образа жизни на здоровье человека. Мы знаем, что на сегодняшний день по программе «12 шагов» проходят реабилитацию люди с самыми разными недугами: и наркоманы, и игроманы, а также люди, пристрастившихся к перееданию, блудники и люди с другими проблемами. Следуя подходу, распространенному в сообществах АА, получается, что все вышеозначенные состояния необходимо называть болезнью. Но мы уже говорили о том, что такие состояния называть болезнью можно лишь отчасти. С духовной точки зрения таковы внешние проявления человеческих страстей. Также в подходе программы помощи «12 шагов» есть такое понятия «дна», до которого необходимо дойти, а потом оттолкнуться и всплыть. Но ведь можно и не всплыть? И необходимо ли опускаться на самое дно нравственного падения, ведь оно бездонно? Очевидно, что здесь используется логика, характеризующаяся неполнотой осмысления этой проблемы. Святые отцы уже много сказали об этих состояниях, опираясь на богатый опыт аскетической практики. А уж если говорим о страстях человеческих, то врачуются они постом и молитвой. Это важно.

Также я бы хотел поговорить о Послании к римлянам апостола Павла, читавшегося в эти дни. В нем говорилось о том, что иудеи не поняли, для чего был необходим завет Моисея с Богом. Они старались соблюдать заповеди Божии, но подходили к этому с юридической, формальной стороны. Интересно, что юридический подход был распространен как в Иудее, так и в древнем Риме. Но мы видим, что применение такого подхода в жизни оказывается недостаточным. Не может человек исполнить закон во всей полноте. Также важным является  и наполненность верным духом. Это понимал Моисей, об этом же говорили народу израильскому и пророки. Один только Человек во всей полноте смог исполнить закон, пребывая в Духе Святом. Но это один — Богочеловек. Он исполнил его, чтобы показать, что закон дан как цель. Цель состояла в пришествии Христа Спасителя, Мессии. Господь, придя на землю и воплотившись, осуществляет закон и преподает нам божественную праведность. Апостол Павел говорит, что «вы ссылаетесь на свою праведность через исполнение закона», и такое часто встречается в Писании. Часть людей была абсолютно уверена, что, только исполнив закон в полноте, можно спастись. Господь показывает, что спастись можно, когда мы приобретаем благодать, когда через нас действует Дух Божий, когда божественная праведность дается нам, как любой дар  — любовь, воздержание и т.д. То, что человек не может исполнить закон без Божией помощи – факт. С другой стороны то, что преподается человеку верующему сердцем, не открывается тому, кто, как говорят, верит в душе, который считает, что нет необходимости ходить в храм и исполнять таинства церкви. Такие убеждены, что следование жизни церкви — это для черни, а мне достаточно лишь веровать в душе. Это самообман.  Только сердечная вера, преподанная в Писании, божественное слово, сопряженное с божественной праведностью дают возможность спастись. Это очень сложное место для понимания даже тогда, когда читаешь Священное Писание медленно — закон был дан как цель встречи с Богом, со Христом Спасителем, с Мессией. Цель закона – сам Христос. И вот Он пришел, а Его не приняли. Точнее приняла лишь часть, стяжавшая праведность, но получившая ее не по заслугам, потому что нет такого человека. Она дается только как дар. Об этом надо просить, необходимо разговаривать с Богом, а для этого должен быть диалог, а значит, молитва.

Конечно, необходимо трудиться и молиться. И если ты не будешь испрашивать помощи Божией, то без нее мы не сможем распрощаться со страстями. Они смогут притихнуть, но затем обрушиться с еще большей силой. Лукавый ждет, чтобы мы погибли. Чтобы спастись необходима сердечная вера и молитва. Такая вера не постыдится. Господь именно ее от нас ждет, и она не может быть постыжена. Это введение к сегодняшней встрече.

Настоящий христианин все время живет в ритме церкви. Тот, кто не ходит в храм, не может это почувствовать. У такого человека все шиворот навыворот. Он назначает себе посты в церковные праздники, когда же действительно наступает время поста, то такой человек ест все подряд и не только в плане еды. Верная жизнь в согласии с церковью  помогает упорядочению  и всей совокупности наших отношений. А, значит, необходимо говорить о необходимости трезвения ума, чувств, воли, всей совокупности телесных и душевных сил.

Воздержание – первая ступень на пути к спасению. Воздержание  от употребления спиртных напитков для нас очень актуально, потому что большинство присутствующих соприкоснулись с этой проблемой. Другие же сталкиваются с большими проблемами, связанными с употреблением наркотиков, и здесь требуется воздержание от употребления на всю жизнь. Страсть игромании затрагивает всю личность человека и разрушает ее. Только воздержанно отношение способно восстановить поврежденную личность. Один прекратил пить и вдарился в блуд. Даже есть невоздержанность в работе, которую мы называем трудоголизмом. Есть даже такое понятие, как трудоголики. Это ведь тоже крайность. Такой человек думает о работе и день, и ночь. И ему есть чем перед собой оправдаться: «Как хорошо, он же пользу приносит!». А на самом деле такое отношение неправильное. В Заповеди Господней сказано: «Шесть дней работай, седьмой посвяти Господу Богу своему». Здесь Господь нас учит, что должен быть труд, и должно быть отдохновение от труда. Важно уделять время и богообщению, и посвящать его для семьи и для общения с ней.

Так как мы все-таки семейные клубы трезвости, то, хотя и с опозданием, хотел бы поздравить вас с памятью благоверных князей Птера и Февронии. День их празднования общество именует теперь днем любви, семьи и верности. Дай Бог, чтобы светское общество прозрело. Эти ценности не преходящие, их необходимо культивировать друг в друге. И чтобы была любовь, мы должны освободиться от наших пристрастий¸ которые уводят нас от любви, от душевного мира, лишают радости. Ведь когда человек одержим бесом, то это сплошное несчастье. Когда он думает об объекте своей страсти, то не стремится к общению с близкими, не задумывается ни о ценностях семейных, дни о потребностях духовных. Об общественной пользе и говорить не приходится. Он зациклен на своей патологической потребности, которая  становится болезненной.

Школа ведущих СКТ на Соколе

Перейти к верхней панели