Доклад протоиерея Алексия Бабурина

Доклад протоиерея Алексия Бабурина на научной конференции с международным участием «Проблемы психосоциальной реабилитации психически больных с религиозным мировоззрением», 29 марта 2016 года, НЦПЗ, г. Москва.

«Особенности реабилитационной работы в православных семейных клубах трезвости»

Алексей Николаевич Бабурин, с.н.с., протоиерей, группа по изучению особых форм психической патологии отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ.

Глубокоуважаемый Александр Сергеевич, коллеги, всечестные отцы, братия и сестры!

Не могу не порадоваться тому, что в нашем зале собралось сегодня достаточно большое число слушателей, а также хотел бы поблагодарить Александра Сергеевича за организацию столь важной и актуальной встречи. Тема конференции крайне важна для всех нас — и психиатров, и психологов, и врачей, и специалистов других областей, занимающихся реабилитацией людей, пристрастившихся к употреблению психоактивных веществ.

По данным ВОЗ за 2014 год Россия занимает четвертое место в мире по количеству употребляемого алкоголя, Хорватия — 11 место, Сербия — 32 место, Италия – 37 место, а США – 56 место. Потребление алкоголя в современной России составляет 15,76 л. В то же время для сравнения в 1912 году душевое потребление алкоголя в России составляло 3,14 литра. По мнению экспертов ВОЗ, уровень потребления начинает представлять национальную опасность, когда он превышает 8 литров  на  человека в год.

Стоит сказать, что в США программа помощи зависимым от алкоголя действует более 100 лет. Конечно, за этот промежуток времени она уже в значительной степени устарела, и сейчас активно развиваются другие подходы, чем это было в 30-40-е годы XX века. Тем не менее можно отметить высокую активность трезвенного движения за оздоровление нации в этой стране.

Проходя стажировку по стипендии ВОЗ в клиниках Великобритании и Шотландии в 50-х годах ХХ века, доктор Владимир Худолин познакомился с Джошуа Бирером, создавшим в 1938 году первый терапевтический социальный клуб для пациентов психиатрической больницы, а также с подходом Максвелла Джонса, основавшего терапевтическое сообщество больницы Бельмонт (Хендерсон-Госпиталь).

Вернувшись в Хорватию и используя полученный зарубежный опыт, а также теорию систем Берталанфи, Владимир Худолин на кафедре психиатрии в клинике «Сестер Милосердия» в Загребе организовал клубную программу помощи, привнеся в нее семейный подход. Методология Владимира Худолина получила широкое распространение не только в странах бывшей Югославии, но сегодня она используется в 36 странах по всему Миру. Так в Сербии в клубах оказался более развит профессиональный подход, а их ведущими стали профессиональные психиатры и наркологи. Быстрое распространение клубов в Италии, надо полагать, привело к тому, что в настоящее время Италия занимает 37 место по потреблению алкоголя и является воплощением средиземноморского отношения к употреблению вина. В развитом клубном движении в Италии активное участие принимают специально подготовленные волонтеры.

В России развитие клубного движения получило распространение при храмах Русской Православной Церкви. В результате обращения в 90-х годах XX века главного нарколога Минздрава РФ В.Ф. Егорова к представителю отдела внешних церковных сношений РПЦ отцу Иринарху (Грезину) в Москву приехал итальянский священник дон Сильвио Франк. В качестве программы по преодолению алкоголизма он предложил патриарху Алексею II использовать подход Владимира Худолина, который родился в Хорватии, но получил широкое распространение в Италии. В августе 1992 года дон Сильвио вместе с директором Информационно-исследовательского центра по проблемам, связанным с потреблением алкоголя (Италия, Тренто), профессором Ренцо Де Стефани после встречи с председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служения РПЦ архиепископом Сергием Солнечногорским (Фоминым) договорились о сотрудничестве. После прохождения подготовки в Италии в декабре 1992 года первый клуб открылся при Никольском храме Подмосковного села Ромашково.

Православный религиозный подход оказания помощи больным и нуждающимся берет свое начало еще от святителя Василия Великого (IV век), которому принадлежит идея организации больниц. Святитель Иоанн Златоуст в коне IV века сказал: «Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству». Следуя этим призывам и ознакомившись с деятельностью программы клубной помощи в Италии, православные семейные клубы трезвости стали открываться и в России.

Семейный клуб трезвости (СКТ) — это сообщество семей, имеющих проблемы, связанные с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ, добровольно объединившихся для обсуждения практических вопросов и способов их решения с целью поддержания своих усилий на пути к трезвому образу жизни и духовно-нравственному становлению. Клуб представляет собой открытую для взаимодействия организацию, участниками клуба становятся семьи с различными проблемами, обусловленными потреблением алкоголя. Эти проблемы касаются всей семьи в целом.
Клуб работает полноценно тогда, когда вся семья, а не только часть ее членов, посещает его, меняет образ жизни, приходит к абстиненции.
У каждого участника клуба существуют свои роли, особое внимание уделяется постоянному непрерывному обучению ведущего клуба. Преимущественное значение для ведущего клуба является не его основное образование, а желание помочь ближнему, стремление поделиться своей любовью с окружающими. Постоянное совершенствование знаний и профессиональная переподготовка обеспечивают возможность ведущему заниматься клубной работой. В 1993 и 1994 годах были проведены первые курсы подготовки специалистов СКТ, на которых обучение прошли более 150 врачей, наркологов и психологов, а также 7 священников, однако открылось лишь незначительное количество клубов. В 2013 году снова состоялись курсы руководителей СКТ, в которых приняло участие около 80 священников, социальных работников, психологов и волонтеров. В 2015 году часть ведущих действующих СКТ прошли подготовку по реабилитации на кафедре наркологии РМАПО на цикле повышения квалификации «Мультидисциплинарный подход к реабилитации пациентов наркологического профиля». С 2014 года в Москве постоянно действует школа ведущих СКТ, которой руководит профессиональный врач нарколог-психотерапевт.

Название «семейные клубы трезвости» стало отражением сути группового семейного подхода в обретении трезвости. Главной целью участников клуба является не просто отказ от употребления психоактивных веществ. Важно то, что человек, становясь членом клуба, старается изменить свое поведение, стремится к творческому личностному развитию, обучается тому, как снова полюбить жизнь. На встречах в клубе не обсуждается политика, вопросы алкоголизации, а религиозная тематика можем обсуждаться в присутствии катехизатора, получившего специальное образование. Это необходимо для правильного понимания богословских вопросов. Распространение клубов на церковных приходах добавило к их названию наименование «православных» и «приходских».

В методологической основе православных приходских семейных клубов трезвости (ППСКТ) был использован опыт дореволюционного трезвенного движения в России. В конце XIX века в 1882 году С.А. Рачинский — российский учёный, профессор Московского университета, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук — в селе Татево Тверской области учредил народное «согласие» трезвости с целью приобщить людей к трезвому образу жизни, а в сельской церкви им был дан «обет трезвости». Это послужило началом массового трезвого движения в России в начале XX века. В становлении клубного движения также были использованы идеи устойчивых психотерапевтических коллективов больных алкоголизмом, основанные на принципах выдающегося советского педагога А.С. Макаренко. Важным примером клубной деятельности для ППСКТ стала работа антиалкогольного клуба «Свеча» на базе Московского ПНД № 20, которым с 1978 года руководил М.Е.Бурно. Также был привлечен опыт семейного клуба для реабилитации больных с хроническим алкоголизмом «Здоровье», созданного в 1979 году в Таллине, и литовского антиалкогольного клуба «Ажуолас» («Дуб»), открывшегося в 1975 году при наркологическом отделении Рокишской психиатрической больницы.

Подход ко врачеванию в ППСКТ людей с религиозным мировоззрением, пристрастившихся к психоактивным веществам и действиям, представляет собой сочетанное воздействие на личность церковных таинств, частной и общей молитвы, пастырского и врачебного искусства, психагогики и психокоррекции, а также терапии социальной средой. Пастырское душепопечение основывается на опытно-теоретических знаниях православной антропологии, аскетики, а также на многовековом опыте Церкви в деле окормления страждущих. ППСКТ приобщают семьи к традиционным христианским нравственным нормам и ценностям, но не подменяет собой церковные общины. Члены ППСКТ предостерегаются от опасности впасть в новые виды патологических зависимостей, в том числе и от клубной опеки, а также от попытки создать себе кумира в виде сверхценной идеи  трезвости.

Важной особенностью деятельности ППСКТ в России является практика дачи обетов трезвости. Обет трезвости представляет собой добровольно налагаемое на себя обязательство не употреблять спиртных напитков ради утверждения в трезвом образе жизни. Согласно «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», принятой на заседании Священного Синода РПЦ  25 июля 2014 года, люди могут давать обет трезвости «для укрепления в борьбе за трезвость». «Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости даются как самими страждущими, так и их родственниками, а также людьми, занимающимися профилактикой алкоголизма и желающими вести трезвый образ жизни». Известен тот факт, что в Даниловском обществе трезвости в Москве с 1905 г. по 1908 г. было дано 173966 обетов, то есть в среднем каждый день около 119 человек связывали себя словом не употреблять спиртных напитков на тот или иной срок.

Представление о природе и путях преодоления проблемы алкоголизма в ППСКТ основывается на упоминаемой ранее Концепции РПЦ, согласно которой «алкоголизм рассматривается как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой».

В 2011 году было создано Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), объединяющее свыше 20 клубов в Москве, Московской области и других регионах России. В настоящее время  действуют 23 ППСКТ при храмах и 2 СКТ при государственных наркологических учреждениях. Еженедельно по программе клубов помощь оказывается свыше 250 страждущим и членам их семей.

По благословению правящего владыки Марка, архиепископа Егорьевского (в настоящее время митрополит Марк – глава Рязанской митрополии), в июле 2013 года на базе Патриаршего подворья храма Всех Святых в селе Всехсвятском на Соколе был организован Координационный Центр по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства (КЦ ПАН СВ), осуществляющий свою деятельность на методологических принципах МОД СКТ. Важнейшими задачами КЦ ПАН СВ является поддержка деятельности приходских клубов и усовершенствование методики обучения и подготовки клубных специалистов из числа священников, работников храмов и волонтеров. Центром ведется издание справочных пособий, совместно с кафедрой наркологии РМАПО разработаны учебно-методические рекомендации «Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи».

В рамках работы МОД СКТ и КЦ ПАН СВ осуществляется разнообразная деятельность, носящая реабилитационный характер: действуют художественные мастерские и творческие студии, устраиваются паломнические поездки по России и зарубежным странам, проводятся праздничные концерты и спортивные соревнования, активный отдых на природе. Многолетнее сотрудничество с театром Русской Драмы «Камерная сцена», являющимся коллективным членом движения, привело к созданию спектакля «По самому по краю». Пьеса создана на основе документальных материалов (протоколы встреч, истории реальных семей), накопленных в общине трезвости. Большинство актеров, занятых в спектакле (как профессионалов, так и любителей), являются членами общины и в свое время сами отказались от алкоголя или наркотиков. Один раз в два года проводятся всероссийские встречи семейных клубов трезвости на международном фестивале  «Татевские чтения» в селе Татево Оленинского района Тверской области на родине С.А. Рачинского.

ППСКТ активно взаимодействуют с ведущими научными и клиническими  центрами в области психиатрии и наркологии (МНПЦН, НЦПЗ), где осуществляется консультативная и лечебная помощь нуждающимся в ней участникам клубов. Начиная с 2011 года, на базе отделения особых форм психической патологии отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ проводилось лонгитюдинальное научное исследование эффективности альтернативного подхода к (лечению и) реабилитации больных, зависимых от употребления психоактивных веществ, основанного на религиозном мировоззрении.

Целью проводимого исследования было определение продолжительности и качества ремиссии участников программы, при этом использовались клинический и психологический методы исследования. Для оценки степени выраженности аддиктивных расстройств применялись опросник качества жизни «Short Form-36 Health Status Survey» и симптоматический опросник Simptom Check List-90-Revised. В исследовании приняли участие 53 человека, из которых мужчин – 35 человек (66%), женщин – 18 человек (34%). Длительность заболевания алкоголизмом составила от 2 до 12 лет.

Результаты исследования показали, что ремиссия от месяца до полугода наблюдалась у 5 человек (10%), ремиссия от полугода до года – у 13 человек (24,5%), ремиссия более года – у 35 человек (65,5%). Использование оценочных методик показало, что по результатам методики «Качество жизни в ремиссии» (Short Form-36 Health Status Survey) наблюдалось возрастание от низких значений до средних (от 130 до 210 баллов) — 40 человек, возрастание от низких значений до высоких (выше 210 баллов) — 8 человек. Результаты методики Simptom Check List-90-Revised показали, что у пациентов сформировались удовлетворенность жизнью и реалистичное отношение к себе и произошло возрастание уровня социализации – у 40 человек (76%), нормализация семейных отношений – у 26 человек (50%), создание семьи – у 10 человек (19%), восстановление профессиональных навыков – у 24 человек (45%), освоение новых видов деятельности – у 12 человек (23%).

На основании результатов исследования можно сделать вывод о высокой эффективности подхода и предположить, что такие результаты были достигнуты благодаря использованию мультидисциплинарного подхода, непрерывной реабилитации, одновременному участию в программе зависимых пациентов и их родственников,  глубокой ценностно-смысловой переориентации личности вследствие актуализации духовного компонента личности. Ремиссия стала следствием ответственного выбора пациента в результате оздоровления межличностных отношений в семье в процессе групповой семейной работы, а на гармонизацию личности пациента повлияло духовно-ориентированное общение в специально организованной психотерапевтической среде. Было отмечено, что изменение поведения пациента сопровождалось изменением всего образа его жизни.

В заключении моего доклада хотелось бы привести высказывание Платона (V век до Р.Х, «Хармид, или о благоразумии»): «Мы не должны пытаться лечить тело без души», а также вспомнить о том, что для нас как специалистов должен быть важен прежде всего человек, а не алкоголь.

Презентация Бабурин тыл

Скачать презентацию доклада в PPTX

Школа ведущих СКТ на Соколе

Перейти к верхней панели