При Никольском храме села Ромашково Одинцовского района Московской области более 15 лет существует община трезвости. Деятельность ее осуществляется в рамках «Душепопечительского центра имени преподобномученицы Елизаветы Федоровны „Дом милосердия“.
Село Ромашково известно с ХVI века и принадлежало дому Романовых. Уже в 1627 году здесь находилась деревянная церковь, а каменная была освящена в 1867 году. В 1941 году Никольскую церковь закрыли, а в здании разместили колхозный склад, а затем склад кинопленки. Осенью 1989 года был снова создан приход, а в 1990 году настоятелем церкви был назначен священник Алексий Бабурин. До того как принять сан, о. Алексий был врачом-психиатром, работал в Кардиологическом центре, занимался проблемами медико-психологической помощи при табакокурении. Когда отец Алексий принял сан священника, он не оставил медицину и работал по совместительству в наркологическом диспансере № 11 г. Москвы, в Научном центре психического здоровья и проводил эту работу также на приходе. В 1995 при храме начала действовать община трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина.
До революции обществ трезвости по стране было около трех тысяч, и в них состояло около двух миллионов трезвенников, а в начале 1900-х годов были проведены даже два всероссийских съезда деятелей по борьбе с народным пьянством. „Многие святые отцы возглавляли общества, потом, когда начались гонения, их в первую очередь расстреливали, уничтожали“, — говорит отец Алексий. Общества трезвости просуществовали до 1930 года. Только в 1986 году возобновилась кампания по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. „Но, к сожалению, подход был неправильным, — говорит о. Алексий, — сделали большой акцент на административные меры, борьба по-комсомольски: вывесим портреты всех пьяниц на доски позора и так победим алкоголизм. А когда бездумно что-то начинаешь делать, даже самые светлые идеи можно дискредитировать“.
Сейчас трезвенническое движение в России опять набирает силы, но его размах не такой, какой был до революции. Сильные общины трезвости существуют в Петербурге и Екатеринбурге. В Москве — в основном в Подмосковье, в селе Ям Домодедовского района и в селе Озерецкое Дмитровского района действуют братства трезвости, а в селе Ромашково — семейные клубы трезвости. Есть общество трезвости „Вера“ в Коломне.
За прошедшие тринадцать лет общину в Ромашково посетило несколько сотен человек, и многие обрели здесь трезвость. Среди людей, которые каждую неделю на протяжении года и более приезжали в Ромашково на встречи общины, 76,7% не употребляют более психоактивных веществ (спиртного или наркотиков).
Все общинники — москвичи и жители ближнего Подмосковья. Некоторые тратят на дорогу по два с половиной часа. Социальный состав самый разный: интеллигенты (учительницы, доцент математики, журналист, музыкант, художник, хореограф, технари, адвокат, менеджеры и не только среднего звена), есть трудяги (автослесарь, строитель), много бывших военных и милиционеров, много охранников, есть и студенты, и пенсионеры, и безработные, порой встречались новые русские. Здесь можно встретить разных людей: тех, кто только хочет бросить пить; тех, кто уже постепенно избавляется от своей пагубной страсти; тех, кто дал обет трезвости на всю жизнь Одни приходят семьями, другие в одиночестве. Есть так называемые созависимые. Кстати, ромашковская община трезвости — семейная, и в идеале ее должны посещать семьи целиком, тогда и эффективность возрастает. Но, увы, это удается не всегда. Некоторые женщины ходят сюда, чтобы научиться правильно вести себя с пьющими мужьями, сыновьями, а порой и родителями, которые упрямо остаются дома. И им, по собственному признанию, община помогает. „Легче на душе становится, — говорит Татьяна, одна из таких женщин, — и меньше ошибок совершаешь дома, меньше говоришь ненужных слов, учишься не раздражаться, любить. Ведь только с любовью можно помочь страждущему человеку“.
Собрание, на котором мне посчастливилось оказаться, было необычным. В этот день не только собрались сразу обе группы трезвости (около 50 человек), но и приехали гости из Нижегородской области, которые хотели бы организовать у себя при храме общину, подобную ромашковской. Занятие вел о. Алексий. Это случается раз в месяц.
„До конца 2007 года встречи всегда проводил батюшка, но община стала настолько большой, что нам пришлось разделиться. Теперь занятия проводят люди, сами исцелившиеся здесь от своего недуга и прошедшие обучение под руководством о. Алексия“, — объясняет Екатерина Савостьянова, ведущая одной из групп общины трезвости. Обе группы собираются вместе редко: когда бывают паломнические поездки (последняя — в Оптину пустынь), на молебны пред иконой Божией Матери „Неупиваемая Чаша“ (служатся на приходе раз в месяц), походы в театр „Камерная сцена“, (там нередко проходят массовые собрания, на которые приходят и ветераны — те, кто ходил в общину 7−10 лет назад), выезды на природу и пр.
На собрании раздают листки. В них нужно указать фамилию, имя и срок воздержания. Когда человек приходит в общину, он не дает никаких обязательств по поводу воздержания, он должен быть хотя бы просто настроен на трезвую жизнь. „Срок воздержания мы указываем, чтобы понять, кто чем дышит, насколько успешно идет процесс исцеления, — говорит Е. Савостьянова. — Иногда человеку трудно поднять руку и сказать: „я сорвался“, а в листочке напишет. К тому же, листочек этот многих удерживает от срыва. Стыдно писать все большие сроки — месяц, два, три, а потом прийти и бац! — вторая смена: „срок воздержания — два дня“. Приходится начинать все сначала“.
В этот раз на встрече было много новых людей. Сначала мне показалось, что пьющих людей не было, а только члены их семей. „Просто все неплохо уже выглядят, пришли-то совсем другими“, — развеяла мои сомнения Екатерина. Да, многие приходят не в лучшем виде. Самое важное в общине — это поддержка друг друга. На таком собрании человек может вслух при всех остальных, не боясь осуждения, излить свою душу, рассказать о своей беде, поделиться с другими своей болью. А это подчас — самое сложное.
„Проговаривая проблемы, обсуждая их с разных сторон, мы обогащаем свой опыт — говорит о. Алексий. — Здесь уместно сравнение с летчиками, которые, прежде чем отправляться в небо, оттачивают летные премудрости на тренажере, учась мгновенно принимать правильное решение, нажимать нужную кнопку. В экстремальных ситуациях не будет времени на раздумья: действовать придется мгновенно и автоматически. Так и человеку, вставшему на путь избавления от пагубной страсти, нужно быть готовым ко всему“.
Отец Алексий в своей работе придерживается концепции Владимира Удолина, который был основателем движения Семейных клубов трезвости, а также диалогического подхода православного психолога Т.А. Флоренской. Но полное исцеление возможно только при помощи Божьей, и потому отец Алексий говорит о „сочетанном воздействии на личность страждущего церковного врачевания и медико-психологической помощи“.
Т.А. Флоренская (1936−1999), доктор психологических наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук и искусств. Успешно разрабатывала концепцию диалога как личностно и духовно развивающего общения. Автор более 70 научных работ и публикаций, наиболее значительные из которых: „Диалог в практической психологии“ (1991); „Диалог как метод в психологии и консультировании (духовно-ориентированный подход“ (1994); „Диалогическое общение как путь духовного преображения личности“ (1995); „Мир твоему дому“ (1999). Перед самой смертью она завершила работу над книгой по православной психологии.
Владимир Удолин (1922−1996), всемирно известный психиатр, профессор Кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии Медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психо-неврологической и наркологической клиники больницы „Сестры милосердия“ в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации, президент Средиземноморского общества социальных психиатров, член группы экспертов ВОЗ по психическому здоровью, алкоголизму и другим видам зависимостей, автор социально-экологической теории алкоголизма, основатель движения семейных клубов трезвости, им опубликовано около 60 книг и более 500 научных статей на тему алкоголизма.
+ + +
Подробнее об алкогольной зависимости и о методах лечения мы поговорили с о. Алексеем Бабуриным после собрания общины.
— Отец Алексий, с точки зрения современной медицины алкоголизм — это болезнь?
— И да, и нет. Алкоголизм как заболевание впервые описал в 1849 году шведский врач и общественный деятель Магнус Гусс. В 1952 году Всемирная организация здравоохранения утвердила понятие алкоголизма как болезни. С 1964 года Владимир Удолин начал развивать социально-экологическую теорию, согласно которой проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков не могут отождествляться с болезнью в классическом смысле. Предпочтительно рассматривать их как тип отклоняющегося поведения, стиль жизни. Тогда это была революционная идея, и многие приняли ее в штыки — в основном, кстати, сами пьющие люди. Ведь так приятно быть больным, чтобы тебя лечили, тебя жалели. Если это болезнь — стало быть, человек не ответственен за свое поведение. А согласно концепции Удолина, это — следствие неправильного образа жизни, который ты ведешь. В 1979 г. термин „алкоголизм“ был изъят из Международной классификации болезней, разрабатываемой ВОЗ, и заменен термином „синдром алкогольной зависимости“. В Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (используется всеми врачами для кодирования медицинских диагнозов с 1999 года по настоящее время), все алкогольные расстройства классифицируются как „психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ“. Таким образом, мы постепенно начинаем понимать, что алкоголизм — собирательный термин для обозначения расстройств поведения, возникающих вследствие злоупотребления алкоголем.
— Сейчас много говорят о движении» «Анонимных алкоголиков. Как вы относитесь к этой методике?
— Я не пропагандирую ее, так как считаю, что для большинства страждущих участие в АА неприемлемо по ряду соображений. Люди, которые знают Священное Писание, читают Святых Отцов, окормляются у своих духовников, прибегают к Таинствам церковным, используют для исцеления иную «лествицу». Согласно исследованиям некоторых социологов, АА подходят людям с более авторитарной личностью.
— А к вам неверующие алкоголики приходят?
— Конечно. Приходят разные люди: совсем невоцерковленные, крещеные или некрещеные, даже атеисты — если не воинствующие. Ведь атеисты бывают разные: по недоразумению, по воспитанию, по недомыслию. Кто приходит, с тем мы и занимаемся. Они ходят на встречи и меняют свой образ жизни, через покаяние, конечно: некоторые воцерковляются, кто-то крестится. Процесс носит естественный характер. Наша программа не просто калька с той, которую создал профессор Удолин, мы ее видоизменили. У нас даются обеты трезвости после длительной подготовки, существуют паломничества, мы молимся друг за друга.
— Отец Алексий, расскажите подробнее про обет трезвости.
— Обет трезвости — не современное изобретение. Этот опыт существует с незапамятных времен. Все знают, что Иоанн Предтеча не пил ни вина, ни сикеры. Он был назареем — человеком, посвятившим себя Богу и давшим обет воздержания.
В России обеты трезвости получили широкое распространение с конца XIX века. Дача обета не цель, а вспоможение. Обет способствует стяжанию Божией помощи в борьбе со страстью. По свидетельству людей, которые сделали этот шаг, после дачи обета у них прибавляются силы бороться с грехом.
Теперь задача — не расслабляться, контролировать свои помыслы и поступки, молиться, укрепляться в вере.
К разговору подключается Е. Савостьянова:
— Ты даешь обещание не пить (не курить, не играть, не употреблять наркотики). Естественно, тут нет никаких лазеек. Другое дело, что можно дать обет, скажем, на год, на три, а потом — продлить его на всю жизнь. За это время человек успевает ощутить всю радость трезвой жизни и ему редко хочется возвращаться к прежнему. Так что чаще всего люди обет продлевают. Я, например, дала сначала на год — у мощей свт. Тихона Задонского, а потом — на всю жизнь — у мощей прп. Нила Столобенского.
Недавно, кстати, мы отметили 10-летие первого обета трезвости, данного в нашей общине. Он не нарушен. Дал его актер театра «Камерная сцена» Аркадий Аверин, сейчас он уже — заслуженный артист России, отец троих детей.
— Так что же, нет другого выхода, кроме как полного воздержания? Даже по праздникам нельзя выпить?
— Для людей, которые пристрастились к психоактивным веществам, есть только один выход — отказаться навсегда, потому что иначе будет возврат.
— Но ведь вино полезно для крови, для пищеварения
— Да, апостол Павел рекомендует апостолу Тимофею употреблять немного вина из-за болезни желудка, но это рекомендация не является рецептом для всех и каждого. Я против мифического отношения к вину, которое нам насаждалось со времен расцвета культа Диониса. Он распространялся и среди иудеев Антиохом Епифаном, сирийским царем, и какой был протест! С этого началась иудейская война. Но зло не в вине, а в неправильном его использовании. К употреблению вина следует относиться по-христиански: либо строго по церковному уставу, либо, ради блага, вовсе отказаться от хмельных напитков. Мы знаем, что Христос говорит о себе: «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь есть». И, когда вино называют сильнейшим наркотиком в мире и всех людей без разбора отвращают от вина, тем самым, делая и вино, которое в Таинстве Евхаристии прелагается в истинную Кровь Христа, неприемлемым, это уже крайность. Я знаю одного батюшку, у которого на вино страшная аллергия, ему надо ставить капельницу, если он выпьет глоток вина, но когда он причащается и потребляет оставшиеся Дары, то у него никакой реакции не бывает. Однако, как говорит апостол Павел: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего твой ближний претыкается, соблазняется или изнемогает».
— А запивка после причастия?
— Зная о том, что к Святому Причастию подходят разные люди, в том числе и те, кто страдает алкоголизмом, мы в своем приходе используем в качестве запивки просто сиропы. В екатеринбургской епархии, например, предлагают святую воду. Нет такого правила, чтобы запивка непременно состояла из вина. Раньше, когда алкоголизм был явлением исключительным, никто и не задумывался на такие темы. Если бы люди жили по церковному уставу и потребляли малое количество вина, разбавленное водой и по большим праздникам, у них никогда не развилось бы никакой зависимости.
— А не может ли у реабилитантов появиться другая страсть — осуждения и ханжества: мы праведные, не пьем, а мир во зле лежит, все пьяницы и т. п.
— Когда такое прошел, не до ханжества. Грех твой пред тобою есть выну. Как же можно осуждать, если ты завтра, оказавшись без благодатной помощи Божией, снова можешь пасть. У тех, кто обращается к жизни трезвой, не возникает фарисейства. Наоборот, они хотят помочь другим, привести друга, страдающего алкоголизмом; они лучше понимают и сострадают ближнему, впавшему в зависимость.
— Многие ли покидают приход и остаются при этом трезвенниками? Не привязываете ли вы людей к своей общине?
Екатерина Савостьянова : «Покидают приход» — не совсем правильно. Не все, кто ходит на общину, становятся прихожанами ромашковского храма. Далеко не все.
Сначала человек ходит каждую неделю. Ходит год, два, кто-то — больше. Потом, крепко встав на ноги, человек посещает общину все реже и реже, может появляться и раз в несколько месяцев уже в качестве гостя. Новичкам всегда очень интересно и полезно посмотреть на ветерана, послушать реальную историю исцеления с помощью Божией. Отец Алексий не привязывает людей к своей общине, иначе у нас сейчас было бы столько людей, что вся церковная территория не вместила бы (она, правда, не очень велика). Цель общины — не бросить пить, а изменить образ жизни. Трезвость не является добродетелью, как писал великий педагог и апостол трезвости XIX века С.А.Рачинский, она — лишь условие для развития добродетелей. В общине при православном храме естественным образом происходит воцерковление, и это является главным изменением образа жизни. Меняется круг друзей, интересов, меняются ценности — меняется вся жизнь. Вот у «Анонимных Алкоголиков» членство пожизненное, но не у нас.
Материал подготовила Елена Тюлькина