«Наше врачебное искусство гораздо труднее, а следовательно, и предпочтительнее искусства врачевать тело», –
эти слова святителя Григория Богослова стали для протоиерея Алексия Бабурина программными. Он, сельский священник, вместе с прихожанами и благотворителями восстановил полуразрушенную Никольскую церковь в подмосковном селе Ромашково и в 1990 году открыл при ней Душепопечительский центр для наркологических больных «Дом милосердия» имени преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Кроме того, отец Алексий является сотрудником Научного центра психического здоровья РАМН, где при его участии был создан больничный храм в честь иконы Божией Матери «Целительница», в котором он окормляет душевно больных людей. Еще он преподает в Свято-Тихоновском Богословском Гуманитарном университете. Предмет, по которому студенты в конце сессии сдают ему зачет, называется так: «Наркология для пастырей».
И все же одним из наиважнейших послушаний батюшки является работа в Епархиальном отделе, сотрудничающем с медицинскими учреждениями. По благословению митрополита Ювеналия протоиерей Алексий Бабурин возглавил этот отдел с момента его создания. С воодушевлением рассказывает он о появлении больничных храмов в благочиниях Московской епархии, о зарождении сестричеств милосердия, об общинах трезвости и занятиях по биоэтике с учащимися медицинских училищ. Еще – о семинарах, проводимых медицинской комиссией, в состав которой входят клирики Московской епархии и представители Минздрава области. Отец Алексий называет конкретные адреса, куда, по его мнению, стоит съездить, чтобы осветить опыт жертвенного служения священников и монашествующих на пользу больным. Но изложение беседы с ним мне все же хочется начать с личностного момента. Ведь всегда интересно узнать, как Господь ведет человека ищущего, одаренного к главному делу его жизни, помогает выбрать форму служения ближним.
– Батюшка, ваш храм в селе Ромашково Одинцовского района, что называется, на слуху. Многие средства массовой информации, включая центральное телевидение, охотно дают материалы о «Доме милосердия» и особенно – об общине трезвости семейного типа, куда приходят мужья с женами и детьми или, к примеру, родители со взрослыми сыновьями, дочерьми, подверженными пагубной страсти. Журналисты при этом подчеркивают, что у приходского священника, духовника общины трезвости, солидная медицинская база – после окончания мединститута вы работали в знаменитом кардиологическом центре, возглавляемом академиком Евгением Чазовым…
– Да, в лаборатории клинико-психологических исследований в кардиологии. У меня была научная тема, которую я разрабатывал весьма активно, был увлечен ею. Это медико-психологические виды помощи при табакокурении. Как-то Евгений Иванович послал меня в аэропорт «Шереметьево» встретить нескольких конгрессменов, участников конференции «Врачи мира – за предотвращение ядерной войны». Иду с гостями и вижу митрополита Ювеналия, который, как выяснилось, прилетел из Америки. Его встречал архимандрит Григорий – нынешний викарный архиепископ Григорий Можайский. (У Владыки Ювеналия я одно время иподиаконствал, а с отцом Григорием был хорошо знаком.) И вот мы сели в депутатском зале, и батюшка – вопрос за вопросом – спросил наконец, не жалею ли я, что стал медиком: мол, доволен ли я своей работой. Поинтересовался он этим не случайно. Сразу после моего возвращения из армии отец Григорий предлагал мне пойти учиться в Духовную школу, но я тогда твердо решил стать врачом. Теперь же ответил, что если бы разговор о выборе пути состоялся сегодня, то бросил бы все и пошел служить Церкви. Спустя месяц (шел 1989 год) архимандрит Григорий позвонил мне, напомнил мои слова, сказанные в депутатском зале аэропорта «Шереметьево», и вскоре я действительно оставил кардиологический центр, недописанную кандидатскую диссертацию и пошел в Московский Новодевичий монастырь. Был чтецом в Успенском храме, затем меня рукоположили в диаконы, потом в иереи. Сегодня вот – протоиерей…
– Решение стать священником, видимо, вызревало постепенно, подспудно?
– Для совершения столь серьезного шага прежде всего необходима внутренняя готовность. Я ее почувствовал благодаря своему духовному наставнику – русскому религиозному философу, историку и филологу Алексею Федоровичу Лосеву. Не все знают, что он принял монашество и похоронен на Ваганьковском кладбище как монах Андроник. Алексей Федорович нередко говорил: «Верую, потому что максимально разумно». Разговоры с ним изменили иерархию моих ценностей. Я утвердился в вере, что сначала человек духовен, а потом телесен.
– А как вы, будучи священником, стали вплотную заниматься проблемами алкоголизма и наркомании? Что вас подвигло на это?
– Знаете, в начале своего служения я думал: ну, теперь с медициной покончено, она останется лишь в моих воспоминаниях. Но тут митрополит Ювеналий благословляет меня поехать с другими священнослужителями в Волгоград на Всесоюзный съезд наркологов. Потом в Свято-Даниловом монастыре прошли две советско-американские встречи, на которых рассматривались проблемы алкоголизма, и я почувствовал, что мои знания в области медицины могут быть востребованы. Вскоре открыл в Ромашково, пожалуй, на то время первый в стране реабилитационный центр для наркоманов при местной больнице. Поначалу ребята проходили реабилитацию в стационарных условиях, как и должно быть. Но, к сожалению, из-за отсутствия средств, из-за нежелания местных чиновников дать нам помещение мы вынуждены были перейти на амбулаторную форму работы.
В 1992 г. нас посетила группа специалистов из Италии во главе с профессором Ренцо де Стефани – директором института в городе Тренто. Этот институт занимается изучением проблем, связанных с употреблением алкоголя. Ренцо де Стефани принял решение иметь дело с нашим приходом – он попросил направить на стажировку в итальянский центр помощи алкоголикам прихожан храма святителя Николая. Собралась группа – в основном врачи, и мы поехали в Италию, где получили серьезную подготовку по вопросам оказания помощи людям, страдающим от алкоголизма. Потом стали готовить таких специалистов у себя. Появились клубы трезвости – в Ромашково, в других местах. Увы, люди занимались этой программой на чистом энтузиазме, не получая ни копейки, однако семью им кормить надо было, надо было думать о хлебе насущном! Словом, на сегодняшний день, кроме нашего клуба трезвости, осталось еще несколько клубов для семей алкоголиков, где продолжают самоотверженно трудиться подготовленные нами специалисты. Кстати, по данным итальянских специалистов, почти 70 процентам измученных алкоголизмом людей удается изменить в лучшую сторону отношения в семье именно благодаря таким клубам.
– А кто из клириков Московской епархии ведет работу с людьми, одержимыми пагубной страстью?
– В первую очередь назову игумена Валерия (Ларичева) – настоятеля Флоро-Лаврской церкви в селе Ям Домодедовского района. Это мой учитель в психиатрии. Когда он возглавлял психотерапевтическую службу в суицидологии, я ездил к нему на семинары, собиравшие множество специалистов. Теперь у отца Валерия замечательное братство трезвости. В Коломне есть общество трезвости «Вера». Его возглавляет протоиерей Виктор Ерохин. Еще хочу сказать несколько слов о братстве трезвости во имя иконы «Неупиваемая Чаша», духовником которого является протоиерей Алексий Тимофеев – настоятель Никольского храма в селе Озерецкое Дмитровского благочиния. Здесь совершаются крестные ходы во славу трезвой России. В них, а также в занятиях этого братства принимали участие трезвенники из Санкт-Петербургского клуба трезвости «Бодрствование», московской школы трезвости в приходе Косинских храмов, православные трезвенники Ярославля и Клина. Члены братства «Неупиваемая Чаша» ведут дневник своего духовного состояния и сдают его настоятелю. Это помогает им быть требовательнее к себе, к своему образу жизни.
– Отец Алексий, теперь хотелось бы перейти к работе комиссии, созданной епархией совместно с Минздравом правительства Московской области. Что удалось уже сделать и что стоит в планах на будущее?
– Мы работаем по плану, утвержденному митрополитом Ювеналием и министром здравоохранения Минздрава правительства Московской области В.Ю.Семеновым. На сегодняшний день одна из главных наших задач – проведение семинаров в медицинских учреждениях для клириков Московской епархии. Думаю, всем участникам запомнилось семинарское занятие, что прошло на базе МОНИКИ. Ведущие специалисты рассказали священникам о профилактике ВИЧ-инфекции, туберкулеза и заболеваний, передающихся половым путем. Вопросов к медикам было много. После семинара главный врач попросил меня освятить центр «Анти-СПИД». Сейчас у нас на очереди – семинар по проблемам охраны материнства и детства. Хочется, чтобы специалисты из этой области медицины объяснили пастырям особенности ведения будущих мам, и чтобы священники в ходе занятия поняли, уяснили для себя, что? они могут сделать в родильных домах, женских консультациях.
В свою очередь, когда в министерстве проходят встречи начальников управлений, главных врачей больниц и поликлиник, организаторов здравоохранения, меня на них часто приглашают: я охотно провожу занятия со столь серьезной аудиторией, выступаю перед ней. Темы такие – «Формы и средства окормления болящих в современных условиях», «Особенности пастырского душепопечения в больницах», «Особенности совершения церковных Таинств в больницах». Иными словами, наши встречи, наши отношения с полным правом можно назвать соработничеством.
Если же говорить о грустных моментах, признаюсь: немало печалит то, что не все из священнослужителей – бывших медиков, неплохих специалистов в той или иной области медицины – готовы окормлять больных. Конечно, наши пастыри до предела заняты: службы в храмах, восстановление церквей, требы. Едва хватает времени на выполнение прямых своих обязанностей. Но если кому-то Господь дал талант врачевать духовно и физически, несомненно, его надо реализовывать! А то совсем непонятно, зачем человек столько лет учился в институте. Неужели для того, чтобы предать свои знания, опыт полному забвению?! Как председатель Епархиального отдела, как священник и врач я считаю, что люди духовного сана, имеющие медицинское образование, должны быть первыми в создании больничных храмов, часовен, молельных комнат. Ведь именно эти храмы, часовни и молельные комнаты становятся сегодня средоточием всей деятельности по окормлению страждущих, болящих. Потому что не один лишь батюшка участвует в попечительстве над этой категорией людей – с ним ходит в лечебные заведения и его паства. Очень важно, чтобы это направление развивалось, крепло.
ПОМОГИ, ГОСПОДИ, В СКОРБЯХ И БОЛЕЗНЯХ!
В том, как обозначенное отцом Алексием Бабуриным направление развивается и крепнет, мы убедились на примере Балашихинского благочиния, где больничные храмы или часовни есть почти везде. К примеру, в старом и новом корпусах ЦРБ, родильном доме (официальное его название – областной перинатальный центр), при медсанбате Отдельной дивизии оперативного назначения МВД России, в главном военном клиническом госпитале внутренних войск МВД РФ. В этом госпитале и врачи-специалисты высокого класса, и сам начальник госпиталя полковник Игорь Евгеньевич Юсупов с большим воодушевлением рассказывали нам о том, какой современной медицинской техникой он оснащен. На очень хорошем уровне, сообщили они, компьютерная диагностика. Один из аппаратов, предназначенных для полного обследования сердца, сосудов, является суперновинкой в области высоких технологий. (В Москве всего пять таких аппаратов, закупленных за рубежом.) Лечат здесь солдат не только из Московского гарнизона, но из всей России, из «горячих точек». Вообще, среди пациентов госпиталя можно увидеть и рядового, и генерал-полковника.
С не меньшим воодушевлением, чем специалисты о технике, говорили медики-прихожане о своем больничном храме в честь великомученика Георгия Победоносца. Находится он прямо здесь, в современном новом здании госпиталя. На стенах домового храма висят иконы. И – написанные от руки на больших листах ватманах «Молитва Господня», «Символ веры», «Песнь Пресвятой Богородицы», «Заповеди Божии». Писали их солдаты. Сразу видно, как ребята старались: буква к букве. Красиво, ровно. Мы попали как раз на крестины. Священник совершал Таинство Крещения над фельдшером Сергеем Маркушиным из физиотерапевтического отделения. Сережа закончил медучилище в родном Красноуфимске Свердловской области и был призван служить в Подмосковье. Вначале служил в дивизии, теперь – в госпитале. Недавно сестра-хозяйка отделения Валентина Борисовна Герасимова спросила у него: «Почему, сынок, без крестика ходишь?» – «Да я некрещеный», – произнес солдат и вспомнил, как покойная бабушка водила его в церковь, как она хотела, чтобы внука крестили, но все почему-то откладывалось. «А ты хочешь креститься?» – поинтересовалась Валентина Борисовна, верующая добросердечная женщина, в свободные часы помогающая в больничном храме. «Конечно, хочу!» – ответил он.
Перед совершением Таинства мне показали общую тетрадь, в которой записаны имена и фамилии крещеных в больничном храме солдат – из батальона обслуживания и тех, кто лечился в госпитале. Не могла не обратить на себя внимания дата рождения ребят: 1985, 1986, 1987 года. Помнится, в то время крещение ребенка многим грозило неприятностями на работе: мог поступить «сигнал» в парторганизацию, и человека тут же вызвали бы «на ковер», стали бы стыдить, порицать. А иные тогда были далеки от веры, воспринимали ее как атавизм, потому и не крестили младенцев. Но сегодня их выросшие дети приходят к Богу…
«Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли…» – читает «Символ веры» паренек, и все, кто стоит в храме великомученика Георгия Победоносца – медицинские работники, больные, – все радуются за солдата.
Верит в то, что Господь исцелит его раны, поможет справиться с трудностями и майор-разведчик Александр Братков из Челябинска. В конце мая его тяжело ранило в Чечне. Лежит он в офтальмологическом отделении госпиталя, потому что осколки снаряда попали в глаза. К Александру приехала жена – она не отходит от него ни днем, ни ночью. Ухаживает за мужем, переживает. Благочинный церквей Балашихинского благочиния протоиерей Николай Погребняк подарил раненому майору небольшую иконку великомученика и целителя Пантелеимона. Сообщил, что она была освящена на мощах святого, когда их привозили в Россию. Александр здоровой рукой прижал иконку к груди. «Спасибо, что вы к нам зашли», – сказал он. «Спасибо, – повторила жена майора. И тихо добавила Я постоянно молюсь, прошу Господа помочь нам в беде».
При медсанбате Отдельной дивизии оперативного назначения (ОДОН) МВД России в 2003 г. был построен и затем освящен храм. Назван он в честь священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского. В этом больничном храме много старых икон прошлого века в массивных окладах, пожертвованных жителями Балашихи. А среди новых, недавно написанных, – икона священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей. Бывают на богослужениях солдаты, находящиеся на излечении в медсанбате. Исповедуются, причащаются и офицеры. Но основу прихода, его сердцевину составляют офицерские жены и матери, живущие здесь, в военном городке. Вообще верующие женщины, добрые христианки – большая сила в Балашихинском благочинии. При всех больничных храмах или часовнях имеются группы из 8–9 человек, члены которых практически ежедневно в них дежурят. Принимают записочки, дают свечи, а главное – духовно просвещают тех, чьи сердца устремились навстречу Богу. И делают все с любовью, тактично. Ведь как это важно – любовь и такт, особенно если ты говоришь с будущими мамами, посещающими часовню в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» при роддоме! Кто-то из них воцерковлен и ждет ребенка, уповая на помощь Божию. (Такие женщины приходят сюда часто, читают акафист Божией Матери «Тихвинская» – покровительнице, защитнице детей.) Кто-то впервые переступает порог часовни, неумело крестится, но, даст Бог, этот шаг станет отправной точкой новой жизни – духовной, озаренной любовью к Творцу и ближним.
Наталья Банникова недавно лежала на сохранении и каждый день спускалась на первый этаж в часовню. Сейчас она была на приеме в женской консультации, и не зайти сюда, где столько времени провела в горячих молитвах, просто не могла!
– Жду третьего ребенка, – улыбнулась молодая женщина. – Мой духовный отец говорит, что по милости Божией у нас может быть многодетная семья. После третьего малыша четвертый появится, пятый… Что ж, мы с мужем внутренне готовы к этому ходу жизни. Миша – хирург-онколог, работа у него напряженная, но в свободные часы он помогает в храме. Мы не мыслим себя вне Церкви, вне храма…
По соседству с роддомом расположен новый корпус Центральной районной больницы. В нем есть храм-часовня преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Прихожане – пациенты больницы, врачи, медсестры и санитарки. Главный терапевт города и района Наталья Юрьевна Клевцова, с которой мы обходили палаты на одном из этажей, убежденно произнесла:
– Если у человека вера крепка, то многое у него получается!
Самой Наталье Юрьевне, по отзывам благодарных больных, с Божьей помощью удается возвращать людей к нормальной жизни – без изнуряющей боли и страшных приступов. Борясь с тяжелыми недугами своих подопечных, она часто выигрывает этот тяжелый бой. Трогательно было наблюдать, как старушки, завидев священника, приподнялись на больничных койках, благоговейно взяли у пастыря благословение и попросили его помолиться прежде всего за нее – Наталью Юрьевну, назвав ее врачом от Бога.
…Все же ситуацию с больничными храмами в Балашихинском благочинии нельзя назвать близкой к идеальной. Когда мы проезжали мимо областной онкологической больницы, протоиерей Николай Погребняк расстроенно сообщил:
– Вчера тут должны были рыть котлован под храм. Однако министерство здравоохранения Московской области приостановило начало работ. Причем есть согласие на местном уровне: главного врача, администрации района. Есть горячее желание принять участие в богоугодном деле большого числа людей. К тому же была устная договоренность с министром. Что же произошло? Министр дал наши бумаги двум своим замам. Сопредседатель Комиссии по взаимодействию Церкви и медицины Светлана Алексеевна Берташ поддержала инициативу, а второй замминистра написал: строительство не разрешается, поскольку нет места.
Непонятно, как можно было наложить подобную резолюцию, если невооруженным глазом видно, что территория у больницы довольно-таки большая и храм площадью в 180 квадратных метров спокойно бы вписался в ее параметры.
– Какое предполагалось посвящение для этого храма? – спросила я у батюшки.
– В честь иконы Божией Матери «Всецарица», – ответил он. И решительно сказал, что всеми силами будет сражаться за то, чтобы здесь вырос дом Божий, в котором тяжелобольные люди смогли бы найти поддержку и духовное утешение.
СВЕТ НАДЕЖДЫ
Читая отчеты, полученные председателем Епархиального отдела по работе с медицинскими учреждениями протоиереем Алексием Бабуриным, я невольно думала: такое разнообразие форм попечительской деятельности, столько всего душеполезного и важного делается в этой сфере – куда дальше поехать, с кем еще встретиться?
Наверное, можно было бы поведать читателям о работе медицинского кабинета при Свято-Екатерининском мужском монастыре. В нем, оснащенном современной техникой, ведется прием насельников, трудников, прихожан обители. Думается, весьма интересной была бы беседа с прихожанкой обители Лидией Владимировной Дороховой, которая как опытный врач-терапевт приняла здесь сотни больных и страждущих. Еще можно было бы побывать в Чеховском благочинии и рассказать о том, как его клирики вместе с московскими священниками освятили все 25 отделений больницы имени В.И.Яковенко. В течение пяти часов пастыри обходили это лечебное учреждение, крестили больных, раздавали им крестики! (Примечательный факт: пациенты туберкулезного отделения этой больницы дополнительно получают молоко из подсобного хозяйства храма Спаса Нерукотворного села Прохорово. Прихожане храма делятся продуктами с теми больными, у кого нет родственников.) А какую большую работу ведет сестричество, созданное на приходе Всех святых, в земле Российской просиявших, города Протвино Серпуховского благочиния! Сестры милосердия ухаживают за тяжелобольными людьми, помогают им подготовиться к Таинству Покаяния. Вместе со священником бывают они в городской богадельне, где их всегда ждут, их приходу радуются и старые немощные люди, и персонал учреждения.
И все же из десятков адресов, обещающих интересный материал, мы выбрали Домодедовский район. Опыт братства трезвости, окормляемого игуменом Валерием (Ларичевым), поистине уникален! Начиная с 1990-х годов сюда стекаются люди с изломанными судьбами – алкоголики и наркоманы с большим «стажем». Они тут живут, трудятся и вместе с батюшкой молятся об исцелении от тяжелейшего недуга. Сейчас в братстве 30 человек. Прошли реабилитацию более 200. Приезжали и приезжают к отцу Валерию отовсюду: с Дальнего Востока, из Сибири, с юга страны, из Москвы и Подмосковья. Когда 16 лет назад пастырь пришел настоятелем в Флоро-Лаврскую церковь в селе Ям, то была у него задумка создать небольшую женскую общину. Батюшка объявил с амвона: Слава Богу, появилась возможность для небольшого числа благочестивых женщин жить при храме, трудиться во славу Божию. Как раз одна из организаций освободила здание, которое без проволочек передали Церкви. Вот только приходить стали не женщины, а мужчины – бездомные, опустившиеся. Просили приютить: дать работу, кров и пищу.
– Я взял одного, второго, третьего, – вспоминает отец Валерий. – И в какой-то момент осознал, что это мне задание от Господа. Так неожиданно для меня самого образовалось наше братство…
Сегодня члены братства живут в прекрасном новом здании, где есть кельи как на одного человека, так и на двух, пятерых. Рядом с жилым помещением – просторным и уютным, где есть хорошая библиотека и великолепно оборудованная кухня, – достраивается другое. Там скоро откроются трудовые мастерские (и, в частности, мастерская по изготовлению киотов). Сразу бросилось в глаза, что возводились оба здания не по типовому проекту, а по индивидуальному – можно сказать, с приятными изысками.
– Проекты этих построек сделал один из братьев, – сообщил игумен. – В свое время он закончил художественное училище в Архангельске и теперь сумел применить свои знания на практике.
– Но, судя по всему, средства для воплощения этих оригинальных проектов потребовались немалые. Наверное, у вас хорошие спонсоры? – спросила я у батюшки.
– Нас спонсирует удивительный человек, – ответил он. – Раба Божия Татьяна. Она занимается бизнесом. Увидела, что мы делаем большое дело – стараемся спасти людей, вытащить их из бездны греха, и тоже включилась в эту работу. Человек она воцерковленный, постоянно бывает в храме. А для ребят – словно мать родная. Знает их нужды, старается всем обеспечить, вплоть до стирального порошка.
Рядом с впечатляющим зданием мастерских – небольшая конюшня. Два члена братства, с большой теплотой рассказали нам о ее обитателях: вот это спокойно стоит в стойле Капитан. Пенсионер, доживающий здесь свой век. Восемь лет назад Капитана, старенького и дряхлого, отдали сюда умирать, а он живет себе и живет! Есть среди людей долгожители, а тридцатипятилетний Капитан среди лошадей долгожитель. Чуть дальше, по сообщению ребят, помесь пони и арабского скакуна – небольшие лошадки с хорошим характером. После воскресных служб маленькие прихожане весело на них катаются. Вообще для малышни братья сделали хорошую детскую площадку и небольшой живой уголок с фазанами и павлинами. Сейчас строят спальный корпус и кухню для православного летнего лагеря. (Что же касается лошадей, то их здесь, как говорится, Сам Бог велел держать. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось на Руси их почитание как покровителей лошадей. Возможно, оно пришло с Балкан – родины братьев. Именно там возникло предание, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом управлять лошадьми.)
…Несколько духовных чад отца Валерия, члены братства, создали семьи. Каждая история заслуживает отдельного рассказа, но приведу две из них. Прекрасной получилась семья у Владимира из Одессы и Елены – местной жительницы. Как-то женщина предложила батюшке: «Давайте я помогу на территории храма цветы сажать!» И с усердием принялась за дело. Через какое-то время отец Валерий заметил, что Володя и Лена тянутся друг к другу. Он повенчал их, полюбивших друг друга. Потом родился сынишка Костя – батюшка крестил младенца.
– Просто чудесно живут! – воскликнул он и с грустью в голосе добавил: – Однако не у всех так гладко совместная жизнь складывается. Другой паре, например, пришлось пройти через тяжелейшие испытания. Обратившись к нам с просьбой о помощи, человек даже в общине продолжал пить. Выгнать его? Погиб бы сразу. И вдруг… остановился, отказался от спиртного. В этот момент все наши братья, многие наши прихожане увидели его светлые стороны. Особенно их оценила одна одинокая женщина. Вскоре она попросила меня повенчать их. Признаюсь, я очень боялся, что моя прихожанка берет на себя непосильную ношу. Действительно, спустя месяцы ее муж – теперь уже муж, семейный мужчина – снова запил. Пил сильно. У женщины опустились руки, она впала в депрессию. Потом этот человек попал под машину. В больницу его привезли с тяжелыми травмами, едва живого. И через какое-то время произошло чудо преображения – по-другому назвать это не могу. Больной перестал пить, курить, начал молиться. Вот уже полтора года прошло, как он не пьет. В храм приходит каждый день, поет на клиросе. Еще он у нас звонарь. Жена от радости светится…
По словам батюшки, есть люди, которые живут и трудятся в братстве при православном приходе по многу лет. Отец Валерий написал рапорт митрополиту Ювеналию, и по его благословению несколько братьев стали послушниками. Другие, встав на ноги, разъехались по всей стране, но они пишут батюшке, звонят, приезжают. Один, бывший наркоман, принял иноческий сан и подвизается в монастыре на Валааме. Другой – послушник на Афоне, в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Третий поступает в Духовную семинарию. В одной из статей священник Валерий (Ларичев) – тогда еще иеромонах – писал: «Любую зависимость, в том числе и наркотическую, надо рассматривать прежде всего как подпадение под власть «духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Только человеческими усилиями с зависимостью от наркотиков справиться нельзя. Необходимо обращение к Божией помощи. Каждый случай исцеления нужно рассматривать, как милость и чудо Божие по отношению к людям».
Сам батюшка и его прихожане нередко становятся свидетелями милости Создателя. Хочется сказать еще об одном чуде, которое поразило наше воображение. Каждое воскресение в Флоро-Лаврской церкви совершается молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Икона в какой-то степени необычная. Делал ее член братства трезвости, сумевший порвать с бандитской группировкой и попросивший у батюшки помощи на духовном пути. Он покупает больших размеров литографию и клеит на нее жемчужины. Месяцами сидит, с молитвою трудится. Технику, говорит, придумал сам. Одну из таких икон они с батюшкой повезли на Афон. Братия Свято-Пантелеимонова монастыря с благодарностью ее приняла.
* * *
Наверное, каждый из нас способен внести посильную лепту в богоугодное дело попечения больных – было бы только стремление. Вот, к примеру, студенты младших курсов Коломенской Духовной семинарии ежедневно разносят обеды некоторым престарелым горожанам, и это замечательно. А генеральный директор ООО «ОКОС-М» Владлен Юзефович Гвильдис, которому протоиерей Алексий Бабурин дал имя в крещении – Владимир, постоянно жертвует Церкви большие партии лекарств. Лекарства прошли серьезный контроль и востребованы в лечебно-приходских учреждениях епархии.
Назову еще интересный пример служения ближним. Режиссер Московского театра русской драмы «Камерная сцена» Михаил Щепенко написал сценарий на основе весьма объемных и предельно откровенных протоколов ромашковской общины трезвости. Поставил спектакль «По обрыву, по самому краю», в котором играют как профессиональные актеры, прошедшие реабилитацию в подмосковной общине, так и люди, впервые вышедшие на театральные подмостки. Они тоже пережили личную драму из-за неуемной тяги к спиртному и дали обет трезвости. Должна признаться, что перед спектаклем в душе жило серьезное опасение: не увижу ли сейчас что-то вроде «агитки»? Не будет ли все показанное на сцене нарочито-назидательным? Но нет, никакой нарочитости, ходульности, натянутости сюжета не было. Спектакль поставлен на очень хорошем уровне и, как выяснилось, всегда проходит с аншлагом. Его возили в Пафнутьево-Боровский монастырь. Вообще эта серьезная творческая работа театра, поднимающая наиострейшую проблему нашего общества, заслуживает того, чтобы ее увидело как можно больше людей. В Москве, в Подмосковье, по всей стране.
Н.Ставицкая