Исследованием вопроса отношения христианина к психоактивным веществам я начал заниматься по благословению владыки Климента. И вот, начав заниматься этой темой, удалось сделать интересные открытия.
Имеющееся на сегодняшний день определение трезвости, которое было озвучено отцом Игорем, меня не совсем устраивает. Скорее оно подходит под определение слова «трезвение». Думается, что четкое понимание такого рода определений придет через некоторое время.
Если рассказывать о семейных клубах трезвости, то такая форма работы появилась не случайно. Первоначально работа началась еще в начале 90-х годов прошлого века с оказания помощи страждущим в условиях стационара, но развивать такую деятельность помешали объективные обстоятельства — жители Ромашково, где находилась больница, и некоторые врачи больницы отказались поддержать начинание. А жаль, ведь работа была построена на безвозмездных принципах и давала хорошие результаты. Тогда-то мы и перешли на амбулаторную форму работы.
Но в амбулаторной работе появились свои ограничения, состоящие в том, что для зависимых от наркотиков такой вид помощи не особенно подходит. Для участия в работе необходимы очень мотивированные люди. И вот отделом социального служения и благотворительности РПЦ, который в то время возглавлял владыка Сергий, была предложена программа, апробированная в Европе.
Специально из Италии приехал профессор психиатрии Ренцо де Стефании, который имел теплые дружеские отношения с многими нашими владыками. Когда решался вопрос, как лучше помочь России, стало понятно, что не хлеб, консервы или одежда в первую очередь необходимы людям.
Пьянство — серьезная проблема для России, и вот тогда коллеги из Италии предложили методику помощи людям, пристрастившимся к употреблению ПАВ. Изучая опыт подобной работы в России мы обнаружили, что оказывается в Санкт-Петербурге еще в 1898 году со страждущими занимался отец Иоанн Альбов, который в приходском домике после литургии собирался в воскресный день вместе с паствой. По сути это был первый семейный клуб.
Тогда, в 1898 году в Петербурге, такая община собиралась за чашкой чая. Сегодня в семейном клубе трезвости самое главное — беседа, диалог. Чрезвычайно важно, когда звучит слово Божие, обсуждаются проблемы существенно значимые для пришедших на встречу людей, а каждая личность может найти ответы на свои вопросы. И не всегда они исходят из уст священника. Зачастую они могут прозвучать из уст людей, в первый раз пришедших на клуб.
Когда люди приобщаются к трезвости, они изменяют свой образ жизни. Алкоголизм или наркомания это не болезнь в традиционном понимании, это неправильный образ жизни. И такое представление соответствует учению церкви. В наше время Всемирная Организация Здравоохранения также отказалась от концепции болезни. Сейчас готовится 11 пересмотр международной классификации болезней, и там говорится о том, что алкоголизм, наркомания, игромания и другие виды зависимостей — это прежде всего расстройство поведения.
В этой связи важно определиться как в целом следует относиться к психоактивным веществам. И здесь существуют крайности.
Одна из таких крайних позиций – совершенно нельзя употреблять вина никому и нигде. Давайте посмотрим, что же такое вино. Это слабоалкогольный напиток, как правило до 13 градусов. Если процент алкоголя становится выше, то бактерии, отвечающие за брожение, погибают.
Мы с вами знаем, что церковь говорит про вино, что это дар Божий. Тут возникает как бы противоречие – с одной стороны вино это дар Божий, оно веселит сердце человека, с другой стороны апостол говорит «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Ефес. V, 18), а еще 51 апостольское правило утверждает «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин».
Значит, по апостольскому правилу, если мы гнушаемся вином, то автоматически являемся еретиками и нас нужно отлучить от церкви.
В этой связи необходимо четко разобраться, где же проходит граница.
У святых отцов она четко прописана. В Студийском уставе (устав Саввы Освященного) можно обнаружить норму позволительную для употребления. Однако необходимо отметить, что она не предписывается, но является позволительной для поддержания сил, а иногда и для лечения монашествующих. Так вот в Типиконе сказано: «Вино же, аще прилучится, не достоит датися по уставу во ин день, но в неделю, или в господския праздники, или в другая нуждная утешения: черпати же тогда потребно есть во все лето не таковыя, по единой чаше, или по две, или множицею по три, и ино ничтоже. Две бо, или три чаши, не по уставу рекохом, но по нужди бывати… великий Симеон Чудотворец глаголет: яко похвала монаху, еже не питии вина. Аще же и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. (Типикон, глава 35, рассуждение о ястии и питии).
Чаша вина соответствовала красавуле объемом 300 мл, вино употреблялось разбавленное с водой поровну. Как говорили древние римляне: «Неразбавленное вино пьют только варвары».
Еще в XV веке прозвучало замечательное слово Кирилла Философа о хмельном питие, в котором говорится о дозах вина, позволительных для употребления. Эта норма потребления алкоголя не причиняет вреда здоровья. Адресовано же это слово ко всем людям – и монашествующим, и мужам, и женам. Кирилл Философ пишет: «Помните, что первая чаша (а это 123 мл) идет во здравие, вторая в веселие, третья в пьянство, а четвертая в беснование».
Еще раз надо отметить, что эта норма была для всех. А если люди и употребляли вино, то во славу Божию.
Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения скорее всего не читали Устав Саввы Освященного, но четко говорят о том, что здоровому мужчине среднего возраста позволительно употреблять в день 250 мл вина, если он имеет два-три дня перерыва и не употребляет всю дозу за один раз. Согласно рекомендациям ВОЗ для женщин позволительная доза уменьшена до 150 мл. К тому же вино рекомендуется употреблять во время принятия пищи.
Оказывается наука и церковь говорят об одном и том же.
А значит, главная проблема заключается в том, что мы невоздержанно живем. И проблема пьянства состоит в невоздержании.
Для тех людей, которые пристрастились к алкоголю, позволительным является добровольный пост на всю жизнь. И это требование не может обсуждаться.
Вопросы из зала.
С: Для людей, которые когда-то пили и были алкоголезависимыми, для них пост накладывается на всю жизнь. Известно, что возобновление для таких людей употребления алкоголя в небольших количества открывает путь к дальнейшему срыву, вскоре после которого наступает деградация личности. Если такой человек вновь запивает, то в течение недели вновь возвращается в страшное душевное и физическое состояние. Для «бывших» безусловно существует лишь один путь вообще не употреблять алкоголь. Но важно также понимание, что воздержание не делает их ущербными. Это необходимая мера предосторожности. Так, страдающие язвенной болезнью желудка или подагрики соблюдают диету, потому что понимают — иначе они будут болеть.
С другой стороны среди трезвенников бывает резкая реакция, когда вокруг начинают говорить об употреблении алкоголя. Так, часто они говорят о том, что если нам не полезно употреблять алкоголь, то и всем вокруг тоже неполезно. А если сказать проще — если мне нельзя, то и вам также нельзя. Такая позиция не правильная, она основана на нетерпимости.
ОА: Конечно же, апостол Павел говорит: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14:21). Мы стараемся смотреть на ситуацию в ее полноте. Есть люди, которые принимают вино по уставу. Есть священники, которые регулярно приобщаются Святых Таин. Принимая вино, они же не являются алкоголезависимыми, и в то же время могут быть трезвенниками.
Необходимо определиться с рамками трезвости. Правильно ли сказать, что трезвенник — это тот человек, который всегда воздерживается от употребления всех психоактивных веществ? А возможно ли такая ситуация в действительности?
Ведь мы все с вами употребляем сыр, чай, бананы и другие продукты. Все эти продукты содержат в себе психоактивные вещества, а такие продукты, как кофе, шоколад, молочные продукты содержат в себе психоактивные вещества в значительных количествах. А ведь мы их употребляем достаточно регулярно.
Таким образом, абсолютной трезвости в использовании психоактивных веществ нет.
Есть и другая сторона этого вопроса: если вещество официально не признано психоактивным, то это еще не значит, что оно не обладает таким действием.
Очень показателен пример ладана. Ладан – это очень даже психоактивное вещество. Из эффектов действия ладана известно, что оно снимает депрессию, дезинфицирует, а также способно вызывать зависимость.
Поэтому-то Господь предупреждает: «Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего» (Исх, 30:37-38).
Примечательна библейская история, описанная в третьей книги Маккавеев, когда царь Птоломей Филопатр, начав гонения на египетских иудеев, приказал накормить ладаном и вдоволь напоить вином боевых слонов, чтобы они рассвирепели и уничтожили евреев. Слоны же «обратились на сопровождавшие из вооруженные войска, попирали их и погубляли» (3Макк 6:16-20).
N: Надо определиться, что такое трезвость. На мой взгляд, трезвость состоит в том, что человек способен анализировать и отвечает за свои поступки. Казалось бы, простой вопрос — можем ли позволять употреблять гостям вино за столом? Древние могли как позволить, так и запретить это. Мы же сейчас можем позволить, а запретить зачастую не в силах.
Затем необходимо разделить вещества на психоактивные и психоотравляющие. Алкоголь относится скорее к отравляющим, так как убивает активность.
В нашем случае проблема трезвости скорее должна рассматриваться как вопрос о состоянии.
ОА: Церковь каждый день говорит о воздержании. Но почему-то мы говорим только об алкоголе и наркотиках. А почему мы забываем о курении, психотропных веществах, опьянении блудом. Пьяным можно стать от властолюбия и других страстей. Но мы об этом молчим. Сплошь и рядом нас окружают блуд, гражданские браки, и это стало нормой. Но это также относится к словам апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9,10). Так что нельзя сужать эти проблемы.
N: Есть еще один аспект — алкоголь и другие психоактивные вещества являются средствами адаптации. В нашей жизни мы разучились радоваться. Существует огромная разница между удовольствием и радостью. Наше общество принуждают к тому, чтобы жить в удовольствие. Но ведь алкоголь отнимает у людей настоящую радость. И даже трезвый человек может опьянеть от злобы или чувства обиды. Но самое страшное, на мой взгляд, это страх. Ведь одним из следствий страха является трусость. Хотел бы еще раз обратить внимание на то, что трезвость необходимо рассматривать как состояние.
ОА: Опьянение необходимо рассматривать иначе. Кто-нибудь знает пример трезвого опьянения? А духовное опьянение на Пасху? А ведь еще Святитель Иоанн Златоуст говорил в своих «Беседах на Деяния Апостольские», что «они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). Существуют примеры другого «опьянения». Враг рода человеческого устраивает подмену, в том числе и в этом. Мы зациклились на алкоголе. Мы не говорим о спасении души, мы не говорим об аскезе. Мы принимаем компромиссную позицию с миром. Во всей полноте мы должны говорить о трезвении.
Многим, и это я знаю на своем примере, не понравится, что им предлагается трезвение в широком смысле слова. Такие люди говорят: «Нам бы бросить пить, а царство небесное, так это нам не по пути». В связи с этим хорошо, что на нашем собрании мы говорим на религиозно-нравственные темы. Это именно то, что не понравилось участникам первого общественного Съезда в XIX веке. Поэтому-то духовенство и покинуло съезд.
Сейчас многие организации предлагают методики отказа от алкоголя, иногда это сектантские организации, а методы их работы жуткие. Конечно же, в таких методиках не говорят о православии, не говорят о Боге. Таким организациям также нужны трезвые адепты, которые распространяли бы их идеи. В обществе складывается очень опасная ситуация.
Поэтому-то важно, чтобы при нашей жизни возникло верное направление движения. Очень радует, что наши силы умножаются, я слышу ораторов, которые уже «съели пуд соли» в непростых вопросах трезвости. Но приходится констатировать, что на сегодняшний день в трезвенном движении есть отдельно существующие группы, которые зачастую варятся в своем соку. Между нами нет диалога. А чтобы возникла общая аксиоматика, требуется общее обсуждение без прикрас, без соскальзывания на личности, необходимо, чтобы нам была «дорога» прежде всего истина.
П: Однажды к нам на приход приехал священник из Америки, который был психолог по образованию. На вопрос, как обстоят дела на американских приходах, он очень хорошо сказал, что употребление любых психоактивных веществ заполняет душевную пустоту. И если мы лишим человека этого «удовольствия», но ничего не предложим в замен, то найдутся семь злейших, которые займут освободившееся место. И здесь важно говорить о Боге, но делать это нужно очень деликатно. Когда говоришь о православных догматах зависимым людям, то они слишком растеряны, чтобы принять их всей душой. Они пытаются убежать от жизни. Но если понимать их личную незрелость, говорить о насущном, о том что его действительно волнует, то человек кается, его душа откликается на такую беседу. А так по-настоящему важно, чтобы покаяние было истинным.
Отсюда важность особенностей проповеднической работы с такими людьми. Если человек только приходит в себя, а его «катехизируют», то он сбегает, возникает внутреннее отторжение. Я сама неоднократно наблюдала этот процесс, и близко знакомые с этим люди рассказывали мне об этом.
Здесь получается, как в нашей русской народной сказке: прежде чем спрашивать о чем-то, сначала нужно напоить, накормить, в баньку сводить и спать уложить, а там уж и расспрашивать.
Человеку важно чтобы с ним просто установили контакт, выяснили, что для него важно, а потом уже «заработали» право говорить о Боге.
ОА: Действительно, это очень важно, и мы так и делаем в семейных клубах трезвости. У человека болит душа. На современных телевизионных ток-шоу постоянно перебивают друг друга, а в клубах все не так. У нас стараются выслушать друг друга, понять, что с человеком происходит, а потом совместные паломничества, мероприятия, трапеза, театр, песни. Происходит наполнение духовными смыслами. Таким образом, происходит формирование благочестивого образа жизни. Без этого не произойдет метанойя, или изменение сознания. Человек понимает, как он жил, может сравнить с тем, как он теперь живет. В семейных клубах трезвости он и получает ту роскошь, о которой говорил еще Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
И особенно важно, чтобы при храмах священник стремился к общению со своей паствой. В Европе епископ после литургии садится за общую трапезу, беседует, идет живой диалог с людьми. А ведь еще не так давно епископ сам принимал исповедь.
Священник должен чувствовать себя в общине как в своей семье, тогда не надо владеть какими-то особенными методиками. Каждый священник уже вооружен Священным Писанием. Ведь известно, что врачует слово Божие. Апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваша истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукаваго; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:11-17)
Это надо использовать, но использовать умело.
А то мы начнем рассказывать о мире ангельском по трудам Дионисия Ареопагита. Чтобы понять его труды необходимо закончить духовную академию. А для человека, который недавно испытал алкогольную интоксикации, важно общение. И прежде всего необходимо общение, в котором мы его принимаем, стараемся не учить, а рассуждать, как поступал, оказавшись в подобных обстоятельствах, каждый из нас.
«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
Вот почему название не имеет особого значения: это может быть и клуб, и община, главное, чтобы люди на приходе имели возможность собираться для совместного общения. Причем это могут быть родные и близкие люди, а также другие прихожане храма. Клуб назван семейным, потому что в семье бороться со страстью очень естественно, ведь в семье она чаще всего и формируется. На встречи часто приходят родители с маленькими детьми, которые могут тут же рисовать, играть с животными. И это так же естественно для любой семьи, потому что способно нас объединять.
Хотелось бы поблагодарить за сказанное вами, потому что в последнее время в обществе наблюдается такая тенденция: вот мы сейчас всех посадим и начнем по шагам вести психологическую работу. А спустя некоторое время скажем, что все, хватит, вы достигли необходимой ступени и можете жить свободно. Но не шагами определяется свобода личности в полном смысле слова. Необходимо не менее года проработать с человеком, чтобы «лед» в его сердце наконец-то тронулся.
Вопрос: Вопрос как быть в городах, которые находятся далеко от Санкт-Петербурга и Москвы?
ОА: Приобщаться к общению в клубах можно в любом месте, где бы вы ни были. В Кстово, например, семейный клуб трезвости работает уже 5 лет, есть клубы и в других регионах России, например, в городе Стерлитамак республики Башкортостан. Трезвенники есть везде. Так в Стерлитамаке батюшка только прочитал книгу «Вразуми меня и буду жить» и без специальной подготовки решился на создание семейного клуба трезвости. Если есть желание, то прежде всего необходимо получить благословение на такую работу.
Ж: Я приехала из республики Коми. Нас в городе всего только 5 человек, кто хотел бы заняться подобной работой. Но есть большая проблема, потому что нас не понимают батюшки. Когда я ехала, то они мне сказали: «Что ты там будешь делать? Зачем ты едешь, ведь ты же не пьешь?».
Вот вы говорите, что батюшке необходимо быть с приходом. 20 лет назад, когда приход только создавался, у нас был замечательный батюшка, по трудам которого закрыли магазин, где продавали водку. Он всегда был вместе с нами, и когда устраивались обеды на улице, то спиртное не благословлялось. И только когда приезжал сактывкарский епископ, то разрешался кагор но только по благословению.
Сейчас же построены огромные храмы, их даже три. Но, к сожалению, в этом красивом храме произошло разделение внутри людей, и как таковой общины теперь нет. Из приходской жизни ушли совместные трапезы, когда на столах были только куличи и яйца, потому что другого у людей не было, но всегда читались Евангелие и жития Святых. Тогда был священник, который был с нами за одно, а сейчас же батюшка только читает акафист и иногда служит молебен. Но ведь в таком случае ничего не получается, люди ходят на такие службы, бабки бьют поклоны, а сыновья как пили, так и пьют.
И тогда мы пришли к пониманию, что необходимо создавать такой клуб. Надо обязательно чему-то научиться. Поэтому-то мы и учимся, для меня это животрепещущая тема. Если сказать честно, то бывает страшно – о чем говорить с женщинами, матерями, которые пришли со своей болью.
ОА: Так все и начинается. Когда я пришел в кардиологический институт, то мне сказали: «Вот тебе тема по табакокурению, ей и занимайся». А куда деваться, надо было делать, и стал делать. Кто делает по послушанию, у того все получится.
Вспомнился еще один случай. Как-то приходил на клуб бизнесмен, который сильно выпивал. И вот спустя какое-то время батюшка запретил ему ходить на встречи в клуб. Я долго недоумевал, почему так. Оказалось, что когда человек был нетрезвым, то много жертвовал на храм, став же трезвым он стал жертвовать меньше.
Вопрос: согласны ли вы с определением, что трезвость — это ограниченное потребление пищи и пития
ОА: Нет, я не совсем согласен.
Вопрос: существует определение трезвости, как нравственной категории, проявляющейся в умеренном употреблении пищи и пития. Вновь родившийся человек трезв, для него не нужно определять понятие трезвости. На мой взгляд, трезвость позволяет развить трезвомыслие, трезвомыслящий народ способен находить оптимальные решения. Сейчас в нашем обществе трезвость рассматривается только как проблема воздержания от алкоголя. Если человек пьет, то он пьяница, если же не пьет – трезвенник. Почему-то о трезвости говорим только с той точки зрения — пить или не пить.
А ведь трезвость – состояние, которое позволяет научиться радости любви. От трезвомыслия существует мосточек к трезвению, а трезвение заключается в способности предвидеть последствия греха
ОА: Необходимо говорить о трезвении. Следствием трезвения является способность видеть грех. А отсюда возникает и контроль над ситуацией, и способность работать над собой.
Духи злобы поднебесной порождают в человеке состояние уныния, которое нередко приводит к пьянству. Хорошо, что мы пытаемся начать делать формулировки и их обсуждать. Ведь сколько усилий было потрачено святыми отцами, пока на соборе определились в термине единосущный. Пока не было определено православное понимание ипостаси личности все находились в шатании. В науке о трезвении тоже важно не скатываться в прокрустово ложе, а подводить термины к единому пониманию. Тогда в том, что мы говорим, будет мощь и нас будут слышать.
Вопрос: В Евангелии о наследовании Царства Небесного сказано “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3) Значит мы должны молиться, чтобы стать как дети?
ОА: В этой цитате косвенно указывается, что дети чисты. Апостол говорил о том, что необходимо быть как дитя. Предание сообщает, что когда святой Игнатий Богоносец был ребенком, то Спаситель обнял его и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Игнатий Богоносец — это образ чистой души, которая не лицемерит, открыта к доверию. По мнению Алексея Федоровича Лосева: «Доверие выше веры. Вера в Бога – теория. Доверие Богу – практика. Доверять значительно тяжелее, чем верить. Мы должны полностью полагаться на волю Бога, несмотря на самые невыносимые условия существования». В другой раз Лосев утверждает: «Вера в Богочеловеческую Личность Христа есть требование предельно развитого разума». Дитя доверяет потому, что не может не доверять. Так Авраам доверяет Богу, когда ведет на заклание своего сына Исаака. Это говорит о чистоте души, которую ничто не может замутнить. Наркоманы часто говорят о замутнении сознания. Алкоголь также изменяет состояние сознания человека. Человек в измененном состоянии сознания не может принимать правильных решений, не может правильным образом воспринимать Слово Божие. И конечно же, о глубокой вере человека в таком случае говорить не приходиться. К тому же, через изменение состояния сознания открывается вход для сил злобы поднебесной. Ведь мы уже говорили, что четвертая чарка открывает вход для бесоодержимости. Поэтому пьяница является бесоодержимым. А во врачевании таких состояний невозможно обойтись без средств духовных. Вот по какой причине традиционная медицина здесь оказывается бессильна. Страдает совершенно другая сфера, сфера духовности.
На примере церкви мы убеждаемся, что церковные врачевства способны исцелять человека. И посмотрите, как сразу появляется другое понятие. Мы уже говорим об исцелении от страсти, а не о выздоровлении. Человек вновь становится целостным и в таком состоянии он может войти в Царство Небесное.
Никто не сомневается, что Иоанн Предтеча является великим подвижником, и другого такого человека не было во все времена. Но он не пил ни вина, ни сикеры, он не принимал никакого опьяняющего напитка. И мы должны стремиться к этому состоянию. Ведь он отказывается от алкоголя и, таким образом, накладывает на себя добровольный пост на всю жизнь. И это придает ему сил в его подвиге.
Господь приводит в пример реховитов. Родоначальник рода реховитов запретил своим потомкам пить вино, строить дома, сеять хлеб, разводить виноградники или ухаживать за ними. Всю свою жизнь они должны были жить в шатрах. Реховиты соблюдали заповедь своего праотца, и только вторжение Навуходоносора заставило их переселиться в Иерусалим (Иер 35:8-11). Послушание реховитов Господь противопоставил непокорности жителей Иудеи (ст. 12-17) и дал реховитам обетование сохранить их (ст. 18-19) во время исполнения суда над Иудеей. Во времена Ахава, когда народ Израиля стал жить богаче, а некоторые семьи просто утопали в роскоши, в страну проникло идолопоклонство. Реховиты же придерживались простой жизни жителей пустыни и верно служили Господу (4Цар 10:15). Таким образом, они уже самим своим существованием напоминали о Боге отцов и о необходимости вновь обратиться к Нему.
Реховиты могли совершенно свободно употребить вино, но они добровольно отказывались от этого. Им это не запрещалось, например в пасху могли выпить, но человек может, если захочет достичь духовно-нравственного совершенства, наложить на себя добровольный пост. В нашем случае это должно делаться с благословения священника. У кого есть пристрастие может идти либо к врачу, либо к священнику. И священник должен подсказать такому человеку, что он должен сделать и как правильно поступить. Если же человек неверующий, то можно просто попить чая, и в это время обсудить важные жизненные вопросы. Важно при этом, чтобы такое общение происходило в теплой и дружной обстановке взаимной любви. Тогда человек может сказать, что «нигде и никогда подобного рода общения не встречал».
Поэтому в семейном клубе трезвости мы должны создавать такую атмосферу, где человек мог бы врачевать свои недуги. Но при этом клуб не должен заменять церковь. Клуб дается в помощь церкви. Это образование внутри церковной ограды. Человек, воцерковляясь, имеет возможность встречаться со своими собратьями и приобщаться к приходской жизни. Но чтобы проводить такую работу плодотворно, было бы крайне желательно разобраться в терминологии: что можно, что нельзя, и в какой ситуации это можно или нельзя.
Таким образом, сегодня мы затронули много аспектов. Разобрали и отношение Всемирной организации здравоохранения к этой проблеме, и позиции Кирилла Философа, и его повести о хмельном питие. Мы проговорили, что значит употреблять вино по уставу, кому вино никогда и ни в какой ситуации употреблять нельзя. Должен быть дифференцированный подход.
В Европе проблема стоит также серьезно, но за рубежом клубы финансируются государством и есть понимание необходимости такой работы для спасения нации. Другой уровень осознания этой проблемы. Для них важно, что нация не должна спиться. В нашей стране ситуация такая, что мы занимаемся этим на благотворительной основе.
На сегодняшний день спасение утопающих это дело наших рук, рук самих утопающих. Когда мы соединим наши руки, тогда легче будет противостоять силам разрушения. Поэтому хорошо было бы составить общий молитвенный список и помолиться друг о друге у себя на приходе. Только при взаимной помощи и поддержке мы с Божией помощи сможем встать на первую ступеньку.
Вопрос: Бывает ли такое, что в приходе нет проблем с алкоголизмом?
ОА: Если все в приходе живут церковной жизнью, то тогда в приходе не будет таких проблем. Вообще каждый батюшка должен был бы сказать: «У меня такой проблемы на приходе нет». Ведь если христианин живет приходской жизнью, регулярно исповедается и причащается, то смертных грехов среди прихожан не должно быть.
Вопрос: Что делать, если такой человек вдруг появился, может быть увещевать его с любовью?
ОА: А как говорится в Евангелие от Матфея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф, 15-17).
Так часто происходит и у нас, человек не только не раскаивается, но и всячески упорствует в грехе. А, значит, по евангельскому слову с таким человеком становится невозможным общение в духе христианской любви. Ведь Господь говорит, что такой человек становится для него чужим. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Что хощете? С палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости?» (1 Кор.4,21) И по словам святителя Феофана Затворника «…речь идет к тем, кои по учинении греха, не чувствуя своей виновности, не хотели подчиниться своим набольшим и покаянием исправиться». Это ближнего брата мы призваны увещевать с кротостью и любовью. Так, в Послании к Галатам апостол Павел говорит: «Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал, 6:1).. В таком случае, как пишет святитель Феофан Затворник в толковании на Гал.6:1: «… там где грешник, разумея свою рану, предаст себя врачу на уврачевание, не палица нужна, а дух кротости». А если он упорствует, да будет извержен. Это является действенным принципом врачевания. В любой психотерапевтической общине также есть такой принцип: если человек упорствует в своей позиции, то может быть удален из общения.
Вопрос: Существуют ли курсы ведущих семейных клубов трезвости?
ОА: На сегодняшний день мы могли бы провести школу ведущих или курсы подготовки, но, к сожалению, у нас просто нет средств. Был опыт, когда в течение недели была проведена программа подготовки. На курсах должны обсуждаться самые разные темы, по многим вопросам требуется специальная подготовка. Но чтобы научиться такой работе, необходимо иметь желание, а также благословение духовника. Пройти настоящее обучение можно, если по-настоящему погрузиться в тему, а значит пройти через горнило сомнений и испытаний. Еще Федор Михайлович Достоевский говорил “Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла”. Школа ведущих должна взять на себя функцию духовно-нравственного становления человека, предуготовляющегося к работе со страждущими. В этом близость курсов ведущих с курсами катезхизации или мессионерскими курсами. С другой стороны есть темы, которые ведущие на клубах в состоянии обсуждать лишь на своем уровне, поэтому в случае необходимости может быть приглашен катехизатор. Но как уже говорилось, очень важно, чтобы священник на приходе правильно понимал проблему и сам не злоупотреблял алкоголем. Необходимо признать, пока среди священства не наступит трезвость, вряд ли среди народа можно будет ожидать значительных изменений в этой области.
Вопрос: Как вы относитесь к обетам трезвости?
ОА: К обету трезвости необходимо человека готовить. Так, доктор психиатрии Марковников в Санкт-Петербурге еще в начале прошлого века, являясь по сути и атеистом и большим поклонником гипноза, должен был признать, что результаты давших обет трезвости способны поражать воображение. Из истории обетов известно, что люди, давшие обет с ходу, имели высокий процент воздержания от употребления алкоголя. Так, в Святоданиловском братстве в Москве эффективность обетов трезвости составляла 56%. В Нахабино отец Сергий Пермский принимал обеты у людей, которые останавливались у него лишь проездом. Тогда эффективность обетов трезвости у тех, кто не употреблял алкоголь в течение года составляла 44%. Но думаю, что в наше время результат таких обетов будет не высок и большое количество людей будут срываться с обета. К принятию обета трезвости человека необходимо готовить постепенно, иначе можно скомпрометировать очень хорошее дело.
Вопрос: Что вы можете сказать о деятельности В.Г. Жданова
ОА: Думаю, что в нашей работе нельзя дезинформировать людей. Если мы будем сочинять байки, то это может оказаться эффективным приемом, но человек рано или поздно обнаружит, что это неправда, и перестанет верить вам совсем. В научном подходе важно докапываться до истины вещей и не формировать мифы. В трезвости много разных мифов, которым нельзя поддаваться. А поэтому не всякое выступление в этой области будет на пользу, хотя будут высказываться и, казалось бы, интересные и увлекающие мысли.
Вопрос: Что такое собриология?
ОА: Это течение не вошло в реестр научных направлений. Может быть и существует красивое определение, термин, но наукой его не назовешь. Область знаний может считаться наукой, когда носит системный характер, и в этой области есть свой доказательный метод. В ином случае высока вероятность мифотворчества. В нашем деле большое значение имеет союз веры и науки, вера и разум, верую и разумеваю. Нельзя отвергать разум, а мы стремимся к тому, чтобы соединять веру и разум воедино.
Таким образом, мы завершили нашу беседу. Благодарю всех за участие в круглом столе.
Санкт-Петербург, 11 декабря 2012 года