Название «семейные клубы трезвости» стало отражением сути группового семейного подхода в обретении трезвости. Главной целью участников клуба является не просто отказ от употребления психоактивных веществ. Важно то, что человек, становясь членом клуба, старается изменить свое поведение, стремится к творческому личностному развитию, обучается тому, как снова полюбить жизнь. На встречах в клубе не обсуждается политика, вопросы алкоголизации, а религиозная тематика можем обсуждаться в присутствии катехизатора, получившего специальное образование. Это необходимо для правильного понимания богословских вопросов. Распространение клубов на церковных приходах добавило к их названию наименование «православных» и «приходских».
В методологической основе православных приходских семейных клубов трезвости (ППСКТ) был использован опыт дореволюционного трезвенного движения в России. В конце XIX века в 1882 году С.А. Рачинский — российский учёный, профессор Московского университета, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук — в селе Татево Тверской области учредил народное «согласие» трезвости с целью приобщить людей к трезвому образу жизни, а в сельской церкви им был дан «обет трезвости». Это послужило началом массового трезвого движения в России в начале XX века. В становлении клубного движения также были использованы идеи устойчивых психотерапевтических коллективов больных алкоголизмом, основанные на принципах выдающегося советского педагога А.С. Макаренко. Важным примером клубной деятельности для ППСКТ стала работа антиалкогольного клуба «Свеча» на базе Московского ПНД № 20, которым с 1978 года руководил М.Е.Бурно. Также был привлечен опыт семейного клуба для реабилитации больных с хроническим алкоголизмом «Здоровье», созданного в 1979 году в Таллине, и литовского антиалкогольного клуба «Ажуолас» («Дуб»), открывшегося в 1975 году при наркологическом отделении Рокишской психиатрической больницы.
Подход ко врачеванию в ППСКТ людей с религиозным мировоззрением, пристрастившихся к психоактивным веществам и действиям, представляет собой сочетанное воздействие на личность церковных таинств, частной и общей молитвы, пастырского и врачебного искусства, психагогики и психокоррекции, а также терапии социальной средой. Пастырское душепопечение основывается на опытно-теоретических знаниях православной антропологии, аскетики, а также на многовековом опыте Церкви в деле окормления страждущих. ППСКТ приобщают семьи к традиционным христианским нравственным нормам и ценностям, но не подменяет собой церковные общины. Члены ППСКТ предостерегаются от опасности впасть в новые виды патологических зависимостей, в том числе и от клубной опеки, а также от попытки создать себе кумира в виде сверхценной идеи трезвости.
Важной особенностью деятельности ППСКТ в России является практика дачи обетов трезвости. Обет трезвости представляет собой добровольно налагаемое на себя обязательство не употреблять спиртных напитков ради утверждения в трезвом образе жизни. Согласно «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», принятой на заседании Священного Синода РПЦ 25 июля 2014 года, люди могут давать обет трезвости «для укрепления в борьбе за трезвость». «Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости даются как самими страждущими, так и их родственниками, а также людьми, занимающимися профилактикой алкоголизма и желающими вести трезвый образ жизни». Известен тот факт, что в Даниловском обществе трезвости в Москве с 1905 г. по 1908 г. было дано 173966 обетов, то есть в среднем каждый день около 119 человек связывали себя словом не употреблять спиртных напитков на тот или иной срок.
Представление о природе и путях преодоления проблемы алкоголизма в ППСКТ основывается на Концепции Русской православной Церкви, согласно которой «алкоголизм рассматривается как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой».