Доклад Георгия Витальевича Гусева на заседании круглого стола комиссии по организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в Издательском Совете Русской Православной Церкви «Утверждение трезвости и профилактика алкоголизма – Церковный подход» 25 октября 2011 года
“Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14;21)
За краткостью отведенного времени остановимся на самых ярких эпизодах трезвенных традиций в истории русской культуры. Прежде всего это крестьянское трезвенное движение 1858-1862 годов. Оно характеризуется тем, Во-первых, впервые в России появились ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ – как объединения людей, давших обет воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. Во-вторых, эти обеты поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви. С замечательной быстротой вся Россия покрылась сетью этих обществ. По имеющимся у нас, далеко не полным сведениям, общества трезвости были образованы не менее, чем в 32 губерниях и в 31 уезде. Св. Синод, по обсуждении доведенных до сведения его случаев торжественного освящения городскими и сельскими обществами обетов трезвости, находит, что содействие православного духовенства к поддержанию решимости прихожан воздерживаться от употребления вина вполне приличествует долгу пастырского служения, и посему Св. Синод благословляет священнослужителей живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина (Указ Св. Синода от 10 августа 1859 г.).
Отметим, что обеты трезвости принимались семьями.
Для уврачевания семейной жизни основывал свои Дома Трудолюбия святой праведный Иоанн Кронштадтский. В этих Домах бывшие пьяницы получали простую работу, небольшую плату, здоровую сытную пищу. Их жены могли научиться швейному делу и другим полезным навыкам. Их дети также осваивали необходимое для жизни мастерство, получали начальное образование, изучали Закон Божий. Вся семья приучалась к здоровой и благочестивой жизни.
Заботами о благочестии семейной жизни была пронизана деятельность великого русского педагога Сергея Александровича Рачинского, организатора общества трезвости в селе Татево и вдохновителя второй волны трезвенного движения в России. Именно пьянство крестьянских детей стало основной причиной организации С. А. Рачинским общества трезвости в селе Татево, где находилось его родовое имение. И это общество послужило примером для тысяч подобных обществ, которые в начале XX века объединили десятки тысяч семей, решивших вести трезвый образ жизни.
Одно из таких обществ по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского организовал в 1895 году в Санкт-Петербурге священник Иоанн Альбов. Прихожане его собирались еженедельно в церковной сторожке за чашкой чая и обсуждали насущные вопросы своей жизни. Почти через 100 лет традиция эта возродилась в селе Ромашково в Московской области. 5 декабря 1992 года организован первый в России семейный клуб трезвости при храме Святителя Николая. С сентября 1995 года регулярные встречи семейного клуба трезвости начинают проводить отец Алексий Бабурин.
Приказом Министерства здравоохранения от 18 марта 1997 года №76 «О наркологических реабилитационных центрах» государственным реабилитационным наркологическим центрам предписывается «участие в создании общественных психотерапевтических и реабилитационных ячеек и групп вне структуры центра (семейные клубы трезвости, группы «анонимных алкоголиков» (АА), «анонимных наркоманов» (АН) и т. п.).
Действительно, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в Душепопечительном центре имени преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, в рамках которого продолжал действовать семейный клуб трезвости, более пятнадцати лет успешно работала программа помощи людям, страдающим алкоголизмом, наркоманией, табакокурением и игроманией.
Программа построена на богатом отечественном опыте преодоления пьянства и использует методологию «семейных клубов трезвости» югославского врача-психиатра Владимира Удолина, с которой руководители клубы ознакомились при содействии Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.
В докладе Юбилейному архиерейскому собору (Москва, 13-16 августа 2000 года) «О деятельности отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в межсоборный период (1997-2000 гг.) тогдашний руководитель этого Отдела митрополит Сергий (Фомин) сказал: «Сегодня назрела острая необходимость вернуться к методам и опыту церковного врачевания социальных недугов общества. Имеющийся опыт борьбы за народную трезвость и воздержание, накопленный прежде в лоне Русской Православной Церкви, становится сегодня как никогда актуален. Возрождение этих традиций при участии Отдела по церковной благотворительности и НИИ наркологии Министерства здравоохранения можно видеть на примере приходов Московской епархии – храма святых мучеников Флора и Лавра и храма святителя Николая в селе Ромашково, где действуют терапевтические общины (семейные клубы) трезвости и воздержания на основе опыта церковного врачевания недугов пьянства».
В мае 2011 года на учредительном собрании, прошедшем в здании театра русской драмы «Камерная сцена», было образовано Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости, которое, по сути, продолжило традицию работы семейных клубов трезвости Душепопечительского центра. Председателем движения избран протоиерей Алексей Бабурин.
В настоящее время пять семейных клубов трезвости ведут свою деятельность при храме Всех Святых на Соколе, один клуб при храме пророка Божия Илии в поселке Лесной Пушкинского района. Общая встреча всех клубов происходит в театре «Камерная сцена». Ведущий – протоиерей Алексей Бабурин.