ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В то время как растет с каждым днем количество детей, подростков, молодежи, страдающих различными видами зависимостей, система профилактической и реабилитационной помощи этому контингенту и их родственникам недостаточна и развивается медленно. Особенно остро ощущается потребность в работе с семьей и в духовно-развивающей профилактике.

Лечение больного наркологического профиля нельзя считать полноценным, если оно не завершается курсом комплексной реабилитации, обеспечивающим реконструкцию функционирования больного на четырех уровнях – биологическом, психологическом, социальном и духовном.

В сложившихся условиях семейные клубы трезвости вносят неоценимый вклад в оздоровление людей с аддиктивными расстройствами. Их уникальность заключается в одновременном оказании помощи семье в целом, духовно-нравственной направленности, доступности. Деятельность приходских православных семейных клубов трезвости опирается на православные христианские ценности и современные научные концепции, что позволяет говорить о создании новаторской модели профилактики, востребованной в обществе.

Православный приходской семейный клуб трезвости как метод, реализующий в своей деятельности био-психо-социо-духовный подход, может являться стержневым элементом территориальной системы – профилактики и помощи в решении личных и семейных проблем, связанных с применением ПАВ или использованием ПАД, включая такие комплексные проблемы, как алкоголь и другие психоактивные вещества, алкоголизм и (или) другие хронические психосоматические расстройства, алкоголизм и аутодеструктивное поведение, алкоголь и другие факторы риска различных заболеваний.

Таким образом, применение метода ППСКТ, направленного на предупреждение и разрешение проблем, связанных с наличием аддиктивных расстройств, или в широком смысле на позитивное изменение образа жизни семей, может привести к повышению уровня психогигиенической и духовно-нравственной культуры населения и к улучшению качества жизни общества в целом.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Инструкция: выберите правильный ответ по схеме:
А. — если правильный ответ 1;2;3.
Б. — если правильный ответ 1; 3.
В. — если правильный ответ 2; 4.
Г. — если правильный ответ 4.
Д — если правильный ответ 1;2;3;4.

01. Принципы реабилитации в сфере наркологии:
1) Добровольность
2) Системность
3) Дифференцированность
4) Отказ от употребления психоактивных веществ

02. Особенности реабилитации в амбулаторных условиях:
1) Активная ответственная позиция пациента
2) Клиент-центрированный подход
3) Огромная роль социального компонента реабилитации
4) Взаимодействие в атмосфере доверия, ответственности и безопасности
специалистов, пациента и его близкого окружения

03. В каком году был организован первый православный приходской семейный клуб трезвости в России?
1) 1964 г.
2) 1909 г.
3) 1935 г.
4) 1992 г.

04. Особенностью метода ППСКТ являются:
1) Добровольческая деятельность ведущих
2) Регулярные встречи участников
3) Совместные занятия зависимых и членов их семей
4) Зависимые и их родственники работают в разных группах

05. К зависимостям от психоактивных действий относятся:
1. Зависимость от азартных игр
2. Гаджет-зависимость
3. Зависимость от отношений
4. Трудоголизм

06. На психологическом уровне функционирования пациента факторами, предрасполагающими к возникновению аддиктивных расстройств, являются:
1. Сниженная толерантность к фрустрации
2. Проблемы идентификации
3. Внешний локус контроля
4. Эгоизм

07. Универсальные нормативные личностные статусы – это:
1. Социальные роли
2. Маски
3. Виды деятельности
4. Социокультуральное наполнение содержанием психобиологических образований человека

08. Структурными единицами нормативной сферы личности человека с точки зрения психогенетической теории личности Ю.В. Валентика являются:
1. Личностный статус «Я – телесное»
2. ЛС «Я – ребенок (сын/дочь)»
3. ЛС «Я – мужчина/женщина»
4. ЛС «Я – член групп»

09. ЛС «Я – патологическое» – это:
1. Изменения в эмоциональной, когнитивной и нравственной сферах, возникающие по мере злоупотребления ПАВ
2. Часть личности, ответственная за поддержание аддиктивных расстройств
3. Динамичное личностное новообразование, контрастное по отношению к существующим нормативным ЛС
4. «Я – алкоголик», «Я – наркоман», «Я – курильщик», «Я – игрок»

10. Личностная саморегуляция – это:
1. То же самое, что аутотренинг
2. Сознательный выбор способов удовлетворения потребностей, обусловленный установками, смыслами и ценностями личности
3. Самоконтроль
4. «Внутреннее движение душевных сил, направленное на связывание систем личностных смыслов» (А.Н. Леонтьев)

11. Процесс формирования личностной саморегуляции пациента наркологического профиля складывается из:
1. Разотождествления нормативной и патологической частей личности пациента (разделение самого себя и болезни)
2. Работы с потребностями
3. Работы по формированию и реконструкции нормативных личностных статусов
4. Освоения навыков самовнушения

Инструкция: выберите один наиболее правильный ответ:
12. Реабилитация в наркологии – это:
А) Система мер, направленная на прерывание запоев или систематического пьянства, потребления психоактивных веществ
Б) Система мер, направленных на сдерживание прогредиентности зависимости от психоактивных веществ, нивелирование её вредных последствий, предупреждение рецидивов наркологического заболевания
В) Система мер воздействия на причины и условия развития болезней или на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам
Г) Пребывание больного в стационарном реабилитационном центре в течение года
Д) Восстановление трудоспособности и трудотерапия

13. Цель реабилитационных воздействий в сфере наркологии:
А) Восстановление (или формирование) нормативного личностного и социального статуса больного, позволяющее реинтегрироваться (интегрироваться) в общество, на основе отказа от употребления психоактивных веществ
Б) Предупреждение приобщения к психоактивным веществам и психоактивным действиям и формирование здорового образа жизни
В) Нормализация биологического, психологического и социального статуса зависимого от психоактивных веществ посредством дезактуализации наркологических расстройств
Г) Достижение осознания зависимым человеком, что он болен неизлечимым заболеванием
Д) Обеспечить пожизненное участие больного в группах самопомощи

14. На какую модель зависимости опирается метод ППСКТ:
А) Психо-социальную
Б) Био-социальную
В) Био-психо-социальную
Г) Био-психо-социо-духовную
Д) Психодинамическую

15. Сверхзадача терапевтического сообщества – это:
А) Полное изменение стиля жизни
Б) Только воздержание от алкоголя, наркотиков, других аддиктивных агентов
В) Достижение справедливого устройства общества
Г) Защита интересов его членов
Д) Обеспечение участия родственников больного в процессе реабилитации

16. Под дефицитарностью личности, предрасполагающей к формированию аддиктивных расстройств, подразумевается недостаточность или повреждения:
А) В морально-этической сфере
Б) В интеллектуальной сфере
В) На четырех уровнях функционирования человека: биологическом, психологическом, социальном и духовном
Г) На культурном уровне функционирования человека
Д) Резидуально-органические повреждения нервной системы

17. Для формирования нормативных личностных статусов необходимо:
А) Взаимодействие со значимыми другими лицами, приобретение опыта взаимного удовлетворения потребностей человека и его конкретного ЗДЛ
Б) Наличие полной родительской семьи
В) Наличие позитивного жизненного сценария
Г) Отсутствие психотравмирующих ситуаций в анальной фазе психосексуального развития
Д) Наличие материального благополучия в семье

Инструкция: установите последовательность
18. Стадии аддиктивного процесса:
1. Употребление ПАВ или ПАД.
2. Зависимость от ПАВ или ПАД.
3. Наличие факторов риска.
4. Злоупотребление ПАВ или ПАД.
5. Психологическая декомпенсация.

Ответы на тесты
01. (Д)
02. (Д)
03. (Г)
04. (А)
05. (Д)
06. (А)
07. (Г)
08. (Д)
09. (Д)
10. (В)
11. (А)
12. (Б)
13. (А)
14. (Г)
15. (А)
16. (В)
17. (А)
18. (3, 5, 1, 4, 2)


Учебно-методическое пособие  «Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи», А.Н, Бабурин, Г.В. Гусев, Е.А, Соборникова, А.А, Горячева, ISBN 978-5-7249-2530-3

УТВЕРЖДЕНО  решением Учебно-методического совета ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России «29» февраля 2016 года, Москва

Перепечатывание материалов только с указанием источника

Школа работников СКТ

Перейти к верхней панели