Стенограмма экспертного семинара-совещания под председательством члена Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва по физической культуре, спорту и делам молодежи депутата Н.С. Валуева. Часть 5 …
«Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета»
Здание Государственной Думы. Зал 711. 20 апреля 2016 года, 14:00-17:00
Председательствует член Комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи Николай Сергеевич Валуев
Председательствующий. Следующим выступает Гусев Георгий Витальевич. Пожалуйста.
Гусев Георгий Витальевич, заместитель председателя Межрегионального общественного движения «В поддержку семейных клубов трезвости», кандидат психологических наук. Уважаемый Николай Сергеевич, уважаемые коллеги! Здесь уже прозвучали слова о том, что аддикции разные, различные виды зависимости очень тесно связаны друг с другом. Говорилось о том, что и курение, и алкоголизм, и употребление наркотиков — это в общем-то клубок очень тесно переплетённых друг с другом вещей. Современные аддиктологи список этот могут продолжить, говоря там, наверное, о полутора-двух десятках разнообразных аддикций, не только традиционных для нас — алкоголизм, курение и наркотики, но и таких как игромания. Зависимость от гаджетов сегодня широко распространяется, пищевая зависимость, шопоголики, трудоголики, ну и так далее, и так далее, и так далее.
Сегодня уже достоверно известно, что психофизиологическая природа всех этих по форме разных зависимостей одна, едина. А вот присутствующие здесь отцы, священники могут нам сказать, что согласно святоотеческому учению и природа самых разнообразных страстей человеческих тоже одна по сути дела — греховная природа. Отец Андрей сейчас говорил о духовности и это очень важный подход. Очень важно, чтобы мы с этой точки зрения рассматривали и все аддикции. А корень всех этих разнообразных, но общих по сущности своей зависимостей мы находим в семье, в дисфункциональной семье. Вот это очень важно. Ведь семья, как всякое человеческое сообщество, я бы сказал, как самое важное человеческое сообщество, исполняет определённые функции. Их там очень много. Одна из важнейших, кстати говоря, это духовное воспитание своих членов, своих детей. Но там есть и нравственное воспитание, этическое воспитание, и эстетическое воспитание и прививание разнообразных социальных норм и прочее, и прочее, и прочее.
Так вот когда какие-то важнейшие функции в семье не исполняются, эта семья больна. А больная семья порождает больных детей, больных людей. И вот здесь-то ведь искомые корешки и зарыты. И для того, чтобы нам действительно исцелять аддикции, нужно работать не со сложившимся уже результатом, не листочки выдёргивать, а работать с корешками, откуда всё это растёт. Работать с семьёй.
И вот уже полвека назад в мировой наркологии появился эффективный действенный инструмент для работы с семьёй. А именно — в 1964 году в Югославии, тогда ещё единой стране Югославии в Загребском университете профессор Владимир Худолин, психиатр с мировой известностью и очень именитый специалист по проблемам аддикций, организовал первый семейный клуб трезвости. Но это мы так назвали в России, так мы перевели. Вообще-то точное название у него было такое — группа леченных алкоголиков.
Что это за группа такая? А это семейная группа, когда вместе с человеком, зависимым от алкоголя, он начинал работать и с семьёй алкоголика. Вместе эти группы посещали и участвовали в их работе и члены его семьи. И врач работал с ними вместе. Причём каким образом он это делал? Семья собирается для того, чтобы беседовать. Беседовать о чём? О вреде алкоголя? Нет, эта тема вообще исключается из бесед. Люди говорят о том, что их волнует, что является для них ценным, к чему они стремятся, каков смысл их жизни, в чём они видят недостатки своей семьи, в чём они чувствуют какую-то неудовлетворённость. И эти беседы в регулярных встречах, встречи раз в неделю происходят и продолжаются полтора-два часа, эти беседы постепенно проясняют для людей смысл их проблем.
Врач, который участвует в этих беседах, он не руководит, он не занимается профилактическим собеседованием, он не занимается даже психотерапией, нет, никоим образом. Он лишь поддерживает эту беседу, чтобы она шла в определённом русле, не давая ей уйти куда-то вбок, не давая уйти с основного, главного пути.
Довольно быстро эти клубы распространились из Югославии по всему земному шару. Сейчас они действуют в 36 странах мира. Например, в Италии на сегодняшний день более 2 тысяч таких клубов. У нас, в России в 1992 году тоже появился такой первый клуб. Это произошло в селе Ромашково Московской области Одинцовского района при храме святого Николая Чудотворца. Тогдашний настоятель этого храма, ныне протоиерей Алексей Бабурин, организовал на территории храма такой клуб. По образованию отец Алексей врач-психиатр. Сейчас он продолжает и своё священническое служение, и является старшим научным сотрудником Центра психического здоровья Российской академии медицинских наук. И продолжает эту работу. Сейчас он уже председатель Межрегионального общественного движения «В поддержку семейных клубов трезвости».
Уже больше 20 лет продолжается это движение в нашей стране, но, к сожалению, развитие происходит очень медленно. Вот сейчас у нас чуть больше 20 клубов на всю нашу огромную Россию. Представляете, в Италии больше 2 тысяч, а у нас 20 клубов всего!
Почему так медленно это всё развивается? Ну, причины тут разные. Например, во всех 35 странах, где это движение развивается, его поддерживает государство. Клубы получают материальную поддержку, причём работают они на разных основах. В некоторых странах, например, в Сербии, этими клубами руководят специалисты: врачи или психологи. А в Хорватии соседней, там управляют процессом волонтёры. У нас так сложилось, что начал клуб вести отец Алексей Бабурин, который и священник, и врач одновременно. А потом, когда эти клубы стали разрастаться, то члены этого первого клуба, волонтёры, стали вести следующие клубы. Это люди, которые сначала даже не получили специальной подготовки, просто они были несколько лет рядом с отцом Алексеем. А отец Алексей получил специальную подготовку в Италии, он был там на стажировке и получил диплом, дающий ему право профессионально вести подобный клуб у нас. Мы учились у него, наблюдая за тем, как именно он ведёт свою работу.
Сейчас у нас действует школа, школа годичная в отличие от того, что за рубежом — там недельные курсы или двухнедельные курсы. В ней преподают профессиональные врачи, наркологи, психотерапевты, семейные психологи, священники, социальные работники. Такой педагогический коллектив даёт очень серьёзную подготовку нынешним работникам семейных клубов трезвости.
Так сложилось, такова была воля Божья, что у нас эти клубы стали развиваться при Церкви. И вы знаете, вот я сейчас послушал выступление батюшки, отца Андрея, и лишний раз подумал, что это очень хорошо, что так получилось. Потому что у нас есть возможность говорить о духовности в наших клубах.
Вот в Италии, например, уставом итальянских клубов трезвости запрещено говорить о религии. Такая у них традиция сложилась, хотя Италия — католическая страна, и там очень много верующих людей. Но вот традиция именно в их клубах сложилась такая. И когда профессора оттуда, учившие отца Алексея, приезжали к нам, и спрашивали наших клубистов, членов клубов, спустя год работы: ну, как у вас идут дела? Слава Богу, отвечали им, с Божьей помощью у нас всё очень хорошо идёт. «Отец Алексей, это вы что, их специально так воспитываете?», — спрашивают. Нет, отвечает отец Алексей, мы никакой специальной работы не ведём, мы обсуждаем все наши проблемы. Просто наши люди таким образом видят ситуацию.
И когда это повторилось и раз, и второй, и третий, профессора сказали: «Ладно, мы понимаем, в России, наверное, по-другому нельзя, пускай у вас будут разговоры о религии». Действительно, на мой взгляд, Церковь — это прекрасное поле для развития этого движения. У нас ведь около 30 тысяч, сейчас больше уже, наверное, церковных приходов в стране. Представьте себе, если бы у нас при каждом храме такой клуб работал, мы бы перегнали Италию по числу клубов таких! И это, конечно бы, серьёзно очень повлияло бы на духовное прежде всего, но и физическое, и психическое здоровье в нашем государстве, очень серьёзно бы повлияло.
Хочу сказать ещё вот что. Мы говорим сегодня о профилактике. Мы-то работаем с семьями, в которых уже всё случилось. Это очень важно. Почему? Потому что, если мы эти корешки семейные не изменим, если мы не изменим отношения внутри семьи, человек, отрезвившийся в больнице, лечебнице, придёт в ту же семью и продолжит снова эксперименты над сознанием очень скоро. Это известно, это доказано, статистика говорит об этом. Работать нужно именно с семьёй. Бесспорный однозначный факт.
Но вот как сделать так, чтобы не было подобных вещей в семье? У нас есть и в этом направлении начало. Сейчас в нашем храме — там, где я веду свою работу — это храм Всех Святых на Соколе в Москве, появился ещё семейный клуб, который посещают родители с маленькими детьми. Там ещё нет проблем, там ещё настолько маленькие дети, что нет проблем ни с курением, ни с пивом, уж тем более ни с какими-то более серьёзными психоактивными вещами. Но психолог, который с ними работает, Любовь Владимировна Тасалова, говорит: «Вот мы с семьями работаем, мы говорим с ними, и я вижу уже, в какой семье уже есть дисфункции». И вот из этих мальчиков и девочек уже вырастут те, которых потом будут показывать нам в этих графиках, таблицах, говорить: вот, к сожалению, столько-то процентов. И вот с ними надо уже начинать работу.
У меня есть идея, у меня есть мечта. Я не знаю, осуществится она когда-нибудь, мне хотелось бы её здесь озвучить. Если бы в наших школах, а школа — это тоже благодатное поле для работы, появились бы школьные психологи обязательные. Действующие, не формальные. Если бы в каждой школе был семейный психолог, квалифицированный в этом именно отношении психолог, который смог бы организовывать семейные клубы, привлекая туда именно те семьи, которые уже дисфункциональны. А это ведь надо понимать, это не то, что папа в тюрьме, а мама алкоголичка, нет. Это внешне может быть вполне благополучная семья.
Не буду здесь и сейчас говорить об этом подробно, адресую вас всех к книге Валентины Дмитриевны Москаленко, профессора, доктора медицинских наук, «Зависимость — семейная болезнь» (см. здесь: http://profilib.com/chtenie/124287/valentina-moskalenko-zavisimost-semeynaya-bolezn.php ). Прочтите эту книгу, кто не читал — советую. В ней очень хорошо изложены все результаты исследований последних десятилетий в аддиктологии, которые подтверждают: да, всё идёт из семьи, и что именно идёт, и какие и что именно идёт, и какие именно особенности семейной жизни приводят к этому. И вот если бы мы сумели начать такую работу, мы бы действительно имели шанс избавить нашу страну от зависимых людей. Благодарю вас.
Крылатова Т.А. Позвольте один маленький комментарий? Дело в том, что всё-таки Италия — очень семейная страна. Там семья — это высшая ценность. Поэтому у них уже заложена религиозность, пусть она, как говорится, не православная, но она есть. И они, кстати, начали первыми антипсихиатрическое движение: вот не надо нам такой психиатрии больничной назойливой и так далее. Почему? Потому что у них был институт, который мог взять на себя часть функций — семья. У нас этого, к сожалению, нет. Этот институт утратил своё настолько значимое как там влияние. Но мы должны стремиться к этому, всё-таки культ семьи, культ государства и семьи для наших пациентов, для наших больных — это очень важная основа их здоровья. Спасибо.
Федоренко В.В., доцент кафедры управления персоналом и психологии Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, гештальт-терапевт, специалист в области реабилитации и социализации осуждённых и лиц с химической зависимостью. Это здорово — привлекать, Георгий Витальевич, семьи, включать их в работу. Целиком и полностью поддерживаю эту мысль. Но я вернусь к тому, о чём говорил отец Андрей Хвыля-Олинтер. Это как бы снизу-вверх идти, а нам нужно сверху-вниз двигаться.
Упомянутая предыдущим докладчиком дисфункциональная семья чаще всего не обращается за помощью ни к психологу, ни в семейные клубы уже в силу того, что она не готова признать, что она дисфункциональна. И помогаем мы не тем, кто просто нуждается в помощи и поддержке, а тем, кто нуждается и жаждет получить эту самую помощь, вот в чём проблема. И поэтому, на мой взгляд, исходя из слов отца Андрея о том, что нужно начинать с того, что в атмосфере бездуховности и безнравственности у нас не вырастут никакие другие критерии, с семьёй нужно работать на всех-всех уровнях. И средства массовой информации, вот у нас замечательно сегодня говорил представитель образования, он говорил сегодня великолепные вещи про новые образовательные стандарты. Вот жалко, потому что у меня было, что ему сказать, прямо вот пока отец Андрей не говорил, я в каком-то таком душевном раздрае находилась. Потому что он как-то сказал то, о чём я переживала всё это время.
У нас есть средства массовой информации, которые вкупе, как раз то, о чём Вы говорили, показывают всё для ребёнка, чтобы сформировать в нём деструктивные гедонистические установки. Тот же канал «ТНТ», все музыкальные каналы в большом количестве, рассчитаны как раз на то количество детей, которые пребывают в возрасте, более подверженном влиянию, они воспевают именно их. Они задорно смеются над животным человеческим началом, они рассказывают о его раскрепощении, показывают в деталях как это происходит у главных героев. Ярко, захватывающе и душещипательно. Все современные комедии, все музыкальные клипы об этом. О каких бы мы социально-психологических анкетах не говорили с вами, но если ребёнок каждый день видит одну и ту же программу в средствах массовой информации, на экране телевизора, в соцсетях, на сайтах: «Пойду и вставлю, пойду и вставлю, не вставляет», и они над этим по-доброму смеются, так вы меня простите, мы с вами ничего здесь не сделаем. И когда выходит педагог, который, в принципе, знает, что ему нужно провести урок, но сам никакими навыками ассоциативного поведения не обладает, так и тут мы с вами ничего не сделаем. Абсолютно справедливо говорила Татьяна Валентиновна Клименко: кто в лес, кто по дрова у нас по определению. И мы всё время как будто бы топчемся, и всё время о разном говорим, вы уж меня простите.
И это опять к вопросу «кто в лес, кто по дрова», понимаете? Уж вроде здесь собрались люди, которые много лет этим профессионально занимаются. В общем, рыба тухнет с головы. У нас не хватает самого главного — духовного и нравственного. Человек без Бога, без любого высшего начала, ну, так скажем, он ничтожен, у него смысла жизни нет. Значит, нет цели и задачи поставлены неверно. И если этого смысла жизни человек не обретёт, то, собственно говоря, мы ни с наркоманией, ни с алкоголизмом, ни с любой другой формой зависимого поведения не справимся никогда. Вся профилактика в таком случае бесполезна.
Я — практикующий психолог, убеждена в этом. Ещё автрийский психиатр, психотерапевт, создатель учения о логотерапии, терапии смыслом жизни Виктор Франкл говорил о духовном, экзистенциальном кризисе современности. В его трудах великолепных, в том числе монографии «Скажи жизни «Да»«. Это книга его, когда он писал о людях, выживающих в концлагере. О том, что люди без Бога, без смысла в делании добра ближнему, в полной самоотдаче во имя других, вообще не могли ничего, погибали быстрее иных, имеющих духовный стержень в газовой камере, ослабев до предела. В это его учение можно вкладывать многие вещи для того, чтобы, в общем, прирастать, реабилитироваться самим и реабилитировать других. Поэтому, на мой взгляд, тут, мне кажется, даже рассуждать не о чем. Любая форма профилактики, первичная, вторичная, третичная, реабилитация, важна, нужна, но основы её в духовно-нравственном стержне, его крепости — это то, о чём говорил отец Андрей.
Тропина Л.И. А можно вопрос… Насчёт семейных клубов трезвости. Будьте любезны, всё-таки скажите, пожалуйста, какова их эффективность. Это раз. И можно ли в современную систему реабилитации больных наркоманией, допустим, алкоголизмом, как элемент включить вот такие, ну, будем говорить, беседы семейные как элемент? Всё, спасибо.
Гусев С.В. Я думаю, что не можно, а нужно. Подсчёты эффективности проводимой семейными клубами работы у нас есть, статистика есть, это где-то около 70 процентов при условии, что человек в течение года регулярно посещает эти встречи. В 2000-м году была успешно защищена психологическая диссертация Евгения Назарова, где он приводил пример работы с семьёй наркозависимого, то есть была задействована семья целиком, включая самого наркозависимого. Но он с ними проводил не беседы, он там занимался психотерапией такой направленной. Тем не менее он показывал, что именно работа с семьёй в целом даёт наиболее эффективные результаты.
Приводится по материалам Русской народной линии — http://ruskline.ru/analitika/2016/06/28/profilaktika_zavisimogo_povedeniya_v_molodezhnoj_srede_v_ramkah_koncepcii_dolgosrochnogo_socialnoekonomicheskogo_razvitiya_rossi