Пятидесятница

Отец Алексий: Сердечно поздравляю вас с праздником Пятидесятницы. В синаксари этого праздника есть замечательные слова о том, что символизирует этот день для всех нас. Он знаменовал собой прежде всего тяжелый период перехода из рабства в землю обетованную. То есть обретение свободы. Будучи рабами греха и стремясь познать истину, а Бог и есть истина, и путь, и жизнь, мы также обретаем землю обетованную, если употребляем усилия и испрашиваем божественную благодать. Для нас эта земля — церковь Христова, в которую мы все призваны прийти. И, воцерковляясь, мы становимся полноценными членами церкви. Поэтому, конечно, этот символ очень значим для нас. Он говорит о том, что без благодати Божией это не осуществимо. Если бы мы хотели какими-то иными способами и путями достичь этой земли обетованной, то мы бы не смогли этого осуществить, потому что требуется рождение от Духа Святого. Сегодня день Духа Святого.

Мы понимаем, что нужно быть рожденным от Духа Святого. А как быть, если мы не родились от Духа Святого? Никодим, тайный ученик Христа, фарисей, также вопрошает Его, как это — родиться свыше? Неужели человек должен войти снова в утробу матери? Мы часто понимаем слова Христа буквально. Христос поясняя, говорит: «Как же так, ты учитель народа избранного и не знаешь, что такое родиться от Духа Святого?» Вчерашний праздник мы именуем днем Святой Троицы, но он прежде всего означает сошествие Святого Духа на апостолов. Мы уже говорили об этом. Люди недоумевали, что же произошло. Одни, как и сейчас, проходили мимо, другие, останавливаясь,  удивлялись, как это так?

На праздник собрались люди отовсюду – и критяне, и медяне, и из Тарса Киликийского, из Фессалии — со всех окрестностей. Они слышали, как на их наречиях и языках говорили апостолы не книжные, то есть не ученые. Господь дает им Духа Святого, и тогда они говорят о делах Божиих. А потом весь мир был уловлен ими. Ни Платон, ни Сократ, ни Аристотель, ни Сенека, ни Тацит, никто не мог уловить всю Вселенную. А они, рыбари и мытари, будучи движимы Духом Святым всю Вселенную привели ко Христу. Понятно, что лукавый хоть и связан, но он все-таки еще продолжает действовать и людей отводит всячески от Христа через приобщение к тем или иным басням.

Для нас эти дни святые. Мы ожидали, начиная от Пасхи, исполнения обещания Божиего о том, что Господь, вознесшись на небо, не оставит нас сиротами, ниспошлет нам Духа утешителя, Духа премудрости и разума, который освящает, вразумляет и приобщает к святости. Сегодня все мы счастливы. Ведь вчера читались семь молитв о ниспослании Святого Духа. Пока мы будем сохранять благодать, дорожить и возгревать ее, наше счастье будет продолжаться. Как только будем терять благодать, наше счастье будет убывать с каждым днем.

Наши сердца зажигаются в церкви, и мы говорим о чувствах, которые нас наполняют. Надо учиться говорить о чувствах. Если же мы молчим, то это свидетельствует об отсутствии полноты в сердце. Если уста не говорят, значит внутри все в депрессии.

Сергей: Батюшка, но ведь нас может Дух Святый коснуться только краешком, а окончательно Духа можно получить только при Воскресении, если будем этого достойны.

Отец Алексий: Церковь сегодня празднует свое рождение. В ней действует Дух Святый Божий. Все поместные и вселенские соборы формулировали свои догматы и положения в результате совместной молитвы, в которой испрашивали вразумление от Духа Святого Божьего. О полноте действия Духа Божьего мы говорить не смеем, а воспринимаем «якоже можаху».

То, что Дух Святый снисшел на нас, придает нам великие силы. Если, говорит Господь, чего не попросите во имя мое, все получите, но если попросите с верою. Единственно чего нам не хватает по настоящему, это хорошей твердой веры. Мы вскормлены баснями, философиями ложными. Эти представления  уводят нас в разные стороны. Как часто бывает, что многие посещают эзотерические школы, а кто-то изучал антропософские философии по Рериху, Блаватской, Анне Безан. А когда спрашиваешь, что они читали из святых отцов, оказывается, что человек с ними и вовсе не знаком. К сожалению, мы далеко отстоим от того, чему нас учит святая мать-церковь.

Сергей: А каков критерий  различения Святого Духа и не святого?

Отец Алексий: Когда ты молился сегодня на вечерне, тебе ведь не надо было ничего различать. Важно было то, что ты пришел в храм Божий, был на общей молитве, в которой все вместе со священником, а кто-то может быть и с епископом просили о ниспослании даров Святого Духа. И молящиеся их получили, и оказались не нужными никакие критерии. Если мы начинаем искать другие пути вне церкви, то точно получим дух идолослужения, лихоимства, или любого другого, но  только не Святого.

Георгий Витальевич: Уже не в первый раз задумываюсь над вопросом о проведении семейного клуба трезвости. Я себе так представляю, что высший пилотаж для ведущего клуба, когда ведущий из мирян, а не батюшка, говорит только «здравствуйте» в начале беседы и «до свидания» в конце ее.

Отец Алексий: Этого не достаточно, потому что участники клуба могут сказать что-то не то, что может завести его в тупик. Тогда ведущий должен  модерировать встречу и направлять разговор в необходимое русло.

Александр: Мы недавно ездили в детский приют Бывалино и по дороге обсуждали возможность исполнения со сцены молитвы Символ веры. Но наш регент разрешил спеть Символ только с благословения батюшки.

Отец Алексий: Если абстрагироваться от того, что сказал регент, то в свете современных воззрений в светском государстве мы не должны заниматься прозелитизмом. Поэтому в таком ключе не велит закон, но ведь сердцу же не запретишь. Что было бы, если бы апостол Павел следовал бы законодательству римскому. Символ веры — это исповедание веры. Все, кто приходит у меня креститься должен прочитать Символ веры трижды. Это аксиоматика нашей веры, это ее основа.

Поэтому, когда мы читаем молитвы, поем в храме, совершаем священнодействие, обязательна эта молитва. В этом наша вера, ее осмысленность. Вера, размытая и туманная, примитивная – она часто граничит с психической патологией. Александр Федорович Лосев говорил так, что «верую и разумеваю», или «верую, потому что максимально разумно». Очень важно, чтобы Символ веры был не просто заучен, но мы должны погрузить его в сердце, как говорят психологи – интериоризировать, чтобы он вошел в плоть и кровь. А для этого необходимо знать содержание всех 12 членов Символа веры.

У меня на приходе даже был цикл занятий, посвященный изучению  «Символа веры».  Иначе получается вера по Гоголю:  «Поди сладь с человеком, в Бога не верит, а верит, если почешется переносье, то непременно умрет». Вот такова ложная вера, или суеверие. Вот избавь Бог нас от таких суеверий. Или бывает так, что человек уверен, что прочитает 40 раз акафист, и у него не будет зависимости. Не рассчитывайте на это. Это магизм.

Реплика из зала: Но ведь так же бывает.

Отец Алексий: Сколько раз мы говорили, что не будем впадать в магическое мышление, иначе мы не в Бога верим, а в магию, а Бог действует так, как он хочет, а не так, как мы хотим.

Вопрос из зала: Мне все же хотелось бы спросить, как же все-таки научиться различать духов?

Отец Алексий: Различение духов — это великий дар. Он может даваться, но об этом надо просить Бога. Мы же учимся с детства различать что хорошо, а что плохо. Такой навык уже является началом некоей премудрости. Так, важно поведение человека в храме. Например, плохо, если дети без благоговения бегают по храму туда и сюда. Такое поведение необходимо сразу пресекать. Иначе сформируется неправильное отношение к святыни и дети могут перестать ходить в храм, когда подрастут. Только благоговейное отношение допустимо, неважно каков ребенок, маленький или нет. Также в храме не нужно разговаривать без особой нужды. «Всякое ныне житейское отложим попечение», когда заходим в храм.

Вопрос: Бывает так, что в храм заходит человек проходящий, который хочет поставить свечку определенной иконе. Как быть, если он проходит мимо тебя и спрашивает, где находится икона.

Отец Алексий: Тогда можно со смирением сказать, где находится икона. Ведь ты не разговариваешь, а отвечаешь на вопрос.

Вопрос: Но, как правило, один раз ответил, и начинаются еще вопросы. Как быть?

Отец Алексий: Тогда можно ответить на вопросы и рассказать о чем-то подробнее после службы. Можно сказать, что сначала мы помолимся на службе, а потом я подведу к иконе, и вы поставите свечку. Или можно направить человека за свечной ящик.

Сергей: Когда я раньше ходил в храм, то после молитвы выполнял поклоны вместе с крестным знамением. Потом я начал поклоном выражать свое благоговение. Произошло изменение отношения, ведь сначала поклоны выполнял просто автоматически.

Отец Алексий: Да, конечно можно было бы подумать, что количество перешло в качество, но здесь другие законы диалектики.

Георгий Витальевич: Я приведу пример из художественной литературы, описывающей жизнь монастырскую. У Лескова в «Очарованном страннике», главному герою, когда в монастыре он уже пребывал, все видения были – Грушенька возлюбленная являлась. Он скорбел по этому поводу. Тогда опытный монах посоветовал: как бес начнет смущать,  ты сразу делай земные поклоны. До тех пор, пока видения не оставят, ты их делать не переставай. Бес увидит, что он тебя не смущает, а, наоборот, на благочестие подвигает, он от тебя и отстанет. Можно ли относиться с доверием к такой технике?

Отец Алексий: Да, если у человека позволяет здоровье. Он может делать эти поклоны, но, когда кладет поклоны, должен внимать словам молитвы. Не нужно просто выполнять поклоны как физические упражнения. Если прочитал молитвы, вслушиваешься в пение или чтение церковное, и благочинно сосредотачиваешься, то даже по физиологическим законам доминанта смещается от Грушеньки к Богу. В таком случае этот пример абсолютно верный.

Вопрос: Батюшка, а  кто должен делать замечания в церкви?

Отец Алексий: Для этого существуют специально поставленные люди. Сйчас даже работников свечных ящиков отправляют на обучение, где рассказывают о правилах общения с прихожанами. У нас же часто бывает, что тебе как гавкнут, так и ходить затем не хочется в этот храм. Сделал что-то не то, так на тебя уже все свою агрессию сольют.

Все мы далеко не совершенны, есть много болящих и страждущих людей. Церковь является не только училищем благочестия, но и врачебницей, и сокровищницей благих.

Александр Шин: Недавно мне представилась возможность работать в храме сторожем. Было две ситуации. В первый раз заходит женщина в мини-юбке, я ей говорю, чтобы она приходила в храм в более длинной юбке. В другой раз я сказал женщине, чтобы она надела платок. Старший по смене мне потом сделал замечание, чтобы я этого не делал. «Тебя это не касается», — сказал он мне.

Отец Алексий: А ведь он правильно сказал. Наш настоятель даже алтарников из алтаря отправил за неправильное поведение. «Я все мечтаю найти идеального дворника, чтобы не делать ему никаких замечаний», – говорит он. Чтобы всегда была чистота и порядок. А то был случай, когда приехал настоятель на службу, а ему никто не открывает ворота храма. А батюшке ведь нельзя перед службой раздражаться, значит это грех на вратарниках. Им надо свои обязанности исполнять, а не смотреть за прихожанами, кто в чем ходит.

Георгий Витальевич: Правильно ли, что в церкви учить должен священник, а остальные должны лишь учиться? Правда, существуют катехизаторы, которые тоже могут преподавать на воскресных занятиях, или в определенное время.

Отец Алексий: Мне приходилось говорить, чтобы приходили в храм, одевшись по другому. Но говорить в таком случае надо вежливо и тактично.

Реплика из зала: Если в храм пришел человек и недостойно обращается к святыни, то даже семилетний ребенок может сделать замечание.

Отец Алексий: А откуда мы знаем, достойно ли обращается человек к святыни или не достойно. Если человек пляшет в храме, тогда его можно взять под руки и вывести из храма. А что значит, достойно или не достойно? Ребенок не может учить по определению. Все-таки необходимо лучше читать святых отцов.

Георгий Витальевич: Дети должны почитать взрослых. У отца Иоанна Крестьянкина в его «Опыте построения исповеди», заповедь о почитании родителей толкуется как почитание всякого взрослого человека и учителя.

Вопрос: А расскажите о работе вашего общества трезвости?

Отец Алексий: Деятельность «Дома милосердия» в Ромашково была благословлена митрополитом Ювеналием.

Дмитрий Девяткин: В составе Движения в поддержку семейных клубов трезвости находится община трезвости в Башкирии. Им было затруднительно изучать наш опыт работы непосредственно на встречах. Тогда они стали изучать опыт по книжке «Вразуми меня и буду жить». Оказалось, что там отражен настолько богатый опыт, и все достаточно хорошо изложено, что теперь там дают обеты трезвости.

Георгий Витальевич: Монастырские библиотекари рассказывают, что существуют специальные указатели, какую литературу можно выдавать разным насельникам монастыря в то или иное время – новоначальным, или тем, кто уже много пребывает в монастыре. Мы можем сейчас взять и начать читать «Добротолюбие», или серьезную аскетическую литературу. Но такое чтение, оторванное от аскетического опыта, не только не имеет смысла, но может нас толкнуть на ложный путь. Вообще, все в церкви делается по благословению духовника.

Отец Алексий: Необходимо сказать об Иисусовой молитве. Нельзя ее читать без духовника, проводника, который владеет искусством ее чтения, потому что можно впасть в состояние прелести. Речь не идет о том, чтобы не читать ее совсем. Но не надо впадать в крайности. Нельзя превращаться в черные головешки, как говорил Серафим Саровский.  Есть четкая молитвенное правило – утренняя и вечерняя молитвы. Там все сказано, что должно быть. Если мы на себя накладываем дополнительные бремена и делаем это без благословения, то встаем на путь самости в церкви, а он не приемлем. Непрестанное чтение Иисусовой молитвы возможно только под руководством духовника.

К отцу Валерию, когда он был просто Валерием Павловичем и работал врачом в диспансере, пришел известный актер. Он пришел с жалобами, что не может остановиться, когда начинает молиться. У него молитва превратилась в симптом болезни. Везде должна быть определенная грань, некий оптимум, которому необходимо следовать. Есть круг церковных богослужений, которому следуем, когда живем в монастыре. А в миру мы следуем заповеди – шесть дней работай, а седьмой день — Господу Богу. А если мы начинаем взваливать на себя акафисты, псалтырь, молитвы, то перестаем делать дела домашние, дети и мужья оказываются заброшенными. При этом, кажется, что вы молитесь, спасаетесь. Разве это здорово? Неужели это богоугодная молитва?

Служение Богу, даже если необходимо давать интервью на телевидении, это тоже служение. Выполнение супружеских обязанностей – это служение. Не надо подменять одно другим. Если я молилась, а дети оказались не кормленными – это не оправдание, такая молитва даже во вред. Бог такую молитву не примет.

Также можно ходить на все службы, ходить постоянно в юбке, таких женщин даже называют «православной лампадницей», но совершенно забыть о ближних. Муж оказывается далеким от церкви, так зачем же уделять ему внимание. А если при этом говорить, что я люблю Бога и молюсь ему, то будешь обманываться. Как же можно любить Бога, при этом не проявляя знаков любви и внимания к ближнему? А может быть ты ездишь по монастырям смотреть на красивых монахов?

Сергей: В моей семье сложилась такая ситуация, что супруга подает записки за меня, а из дома выгнала, с детьми встречаться не дает.

Отец Алексий: Мы себя часто обманываем, прячемся за мифологемы, фальшивые воображаемые символы.

Не зря отец Алексий Уминский, возвращаясь к теме семьи, спросил, неужели все пьют в семье, почему клуб называется семейным. Сейчас в семьях часто сожительство, неузаконенные отношения, больше блуд. Причем замечания не делают православные. Вот если в юкке пришла, тогда замечания, а тут предоставляют спальное место под иконами, там иконы висят, а мы молчим. Это очень большая трагедия, нарушает институт семьи – основа государственности.

Дмитрий Гусев: Мой сын очень желает прыгнуть с парашюта. Я очень переживаю из-за этого, не хочу, чтобы это произошло, но не запрещаю. Ему 18 лет. Единственное, что прошу, чтобы он исповедовался и причастился перед тем, как прыгнуть в первый раз. Он знает, что я алтарничаю в храме. И вот он трижды уже пытается прыгнуть, и трижды прыжок отменяется. В последний раз он обиделся и сказал, что не может прыгнуть потому, что я молюсь об этом. Говорит: «Ты молишься, а я прыгнуть не могу».

Дмитрий Девяткин: В первый раз прыгать с парашюта менее опасно, чем ездить в машине. Опасность есть только тогда, когда человек становится спортсменом. После второго и третьего прыжков велика вероятность подсесть, это становится как наркотик. Можно прыгать 2-3 раза в день, глаза становится как у Рокфора и т.д. Но в первый раз это действительно безопасно.

Дмитрий Гусев: Вопрос не в том, что я боюсь. Вокруг инструкторы и т.д. Дело в его отношении. Я считаю, что и в этом, как и во всем есть промысел Божий, нет ничего случайного. Я ему говорю, что, значит, в этот раз не было промысла Божьего. Но он начинает меня обвинять, впадает в суеверие, будто я договорился с отцами, и он не может прыгнуть.

Дмитрий Девяткин: Ведь он получает настоящий религиозный опыт, папа со священниками молится, и он не может прыгнуть. Но в таком расположении духа лучше не прыгать.

Георгий Витальевич: У части людей есть потребность в измененных состояниях сознания. Эта глубокая потребность может быть обусловлена генетическими особенностями. Она может принимать разные формы. В большинстве случаев она принимает формы всем нам известных страстей. Она может принимать и социально одобряемые формы – альпинизм, поход в пещеры, погружение на глубину и т.д.  Думаю, что с психологической точки зрения, если такая потребность проявляется в социальноодобряемой форме, то ее лучше удовлетворить, иначе она как вода, если перегородить русло в одном, она найдет проявление в другом.

Отец Алексий: Я бы в этой ситуации сказал своим сыновьям, что потребность формируется прекрасная, воины христовы должны быть вооружены. Делайте, но только знайте, что это вы делаете, чтобы стать воинами Христовыми. А как еще можно воспитать такие качества, которые позволят защитить себя и близких. Надо объяснить, что мужчине предстоит служба в армии, необходимо развивать мужские качества. Тогда проблемы в отношении сняты и становится понятно, что отец на стороне ребенка, и он понимает, что все совершается не ради удовольствия, а для того, чтобы стать более совершенным.

Дмитрий Гусев: Я молюсь, чтобы у него все было хорошо. Он занимается спортом, стреляет и занимается борьбой, хочет служить в армии. Но также он считает, что я каким-то образом препятствую в его желании прыгнуть с парашюта. Я лишь только желаю, чтобы прыжки пошли на пользу душе и телу.

Мария: Часто люди стремятся преодолевать то, из-за чего испытывают чувство страха. Вообще чего боятся, то стремятся преодолевать.

Отец Алексий: Помните писателя Зощенко, у него был сильный невроз. Он вылечил сам себя, что изложено в повести о  разуме.

Мария: У нас в семье такая ситуация. Сыну Петру 18 лет. Папа резко возражает против того, чтобы он служил в армии. На этой почве у нас возникает спор. Я же не против этого, но боюсь армии. Хотя, конечно, понимаю, что ребенок может погибнуть и, не покидая дома. Когда мы препятствуем службе в армии, это очень сильно вредит душе и духу молодого человека. Раньше у нас были скандалы, муж говорил, что сделает все, чтобы сын не служил. Петр же отвечает, что если не будет дальше учиться, то пойдет служить в армию. Правильно ли я себя веду, когда обхожу стороной эту тему. Благодаря этому сейчас уже скандалов нет, и муж не впадает в гнев. Но у меня иногда возникают опасения, что может что-нибудь случится, и что тогда будет с моей семейной жизнью.

Отец Алексий: Не надо думать о том, что будет. Будете молиться, и Господь все управит.

Михаил: По поводу прыжков с самолета хотел бы сказать так: «Пускай прыгает, и получится мужик». Гораздо сложнее прыгать с аэростата, с самолета проще простого. Но вот к службе в армии отношусь негативно, возможно, из-за отношения к современной власти. Но если меня спросят, пойду ли я защищать родину? Обязан, я должен защищать ту страну, где живу.

Миша Чилахсаев: Мой племянник пришел из армии и рассказывал о порядках там. Он убежден в том, что необходимы любыми средствами отмазывать от службы в армии. Если надо то придти в военкомат и заплатить деньги. Его отец же пришел просить, чтобы сына отправили подальше.

Отец Алексий: Необходимо научиться противостоять унижению. В армии создаются экстремальные условия, когда ты думаешь как себя повести. Там закаляется характер, выстраивается стратегия поведения.

Никита: Хочу рассказать, как сам столкнулся с этим вопросом. Мой брат Иван был настроен , чтобы пойти служить в ВДВ. Родители переживали из-за этого. С одной стороны отец боялся, что там ему голову отобьют, мама же боялась по-своему. Ваня не побоялся ничего и готов был уйти. Родители ссорились, как сдержать парня. И вот когда ситуация зашла в тупик, то начали молиться, и ситуация сама разрешилась: всплыла старая травма с глазом.

Недавно из армии пришел мой знакомый. После общения с ним сложилось такое впечатление, будто он и не уходил. Один год — очень малое время службы. За это время человек практически не меняется. По началу было такое, что вместо да говорил есть, и т.д Чему там учат? Не знаю, соберу ли я сейчас автомат Калашникова, но в другом была большая школа. Я попал туда, когда мне было 24 года, а сержантами были 18-летние ребята. Когда узнали, что я москвич, они меня месяцев пять учили «родину любить». Это научило меня себя терпеть, смирять. Думаю, что без этой школы я сейчас не понял бы, почему необходимо чего-то терпеть в церкви. Конечно, в армии существует проблема, когда мне сказали, а я не понимаю, почему это надо делать. В церкви принято говорить, что что-то необходимо исполнять по послушанию, А там этого не говорят, там просто этому учат. Копать от рассвета и до забора очень полезно для верующих людей.

Дмитрий Девяткин: Хочу поделиться своим наблюдением в качестве ведущего. Есть совершенно точный эмпирический факт, под который, наверное, можно подвести теорию. Когда к нам приходят мамы и рассказывают, что отмазывали сына от армии, то он непременно стал алкоголиком или наркоманом. Такой человек всенепременно становится иждивенцем, и, зачастую, жениться не хочет. Исходя из этого наблюдения делаешь вывод, что не пройдя армию, не получив закалку, школу жизни, он не понял определенных принципов взаимоотношений. И вот с этими же проблемами он сталкивается во дворе, в семье, на работе. Человека, который не служил, сразу видно. Умение отстаивать свою позицию в непростых жизненных ситуациях — важнейший фактор, позволяющий действовать согласно правде жизни. Отсюда следует и ошибочность поведения матерей и жен, которые поддались соблазну облегчить жизнь своим близким. Так, она постоянно задумывается, например, как поступить с мужем – налить или не налить ему стакан, отдать за него кредит или нет. Казалось бы, логика очень понятная, отдай или налей – и будет легче.

Но в таком решении нет правды жизни. И за такие поступки, как отмазывание сына от армии, или дача взятки полицейским, чтобы не посадили, когда для этого есть действительные основания, следует наказание на духовном уровне в плане последствий. В этом видится действие духовного закона. Мы это очень хорошо видим, когда в общине разбираем те или иные ситуации краевых взаимоотношений, где члены семьи стараются друг другом манипулировать. Тогда человек выбирает для себя в ситуации, как ему поступить лучше, так или этак, более легкий, короткий путь. И здесь короткий путь оказывается самым длинным. Короткий путь – это когда делаешь выбор в сторону того, чтобы налить, или отдать кредит, или отмазать от тюрьмы. Но он оказывается длинным, потому что сегодня человеку вроде бы стало попроще, но завтра он запил, или взял еще больший заем в банке, или попал в тюрьму на более длинный срок.

Георгий Витальевич: Мне кажется, что мы семейный клуб, и надо глубоко погружаться в семейные отношения, потому что проблемы, собирающие нас на встречах в клубе, являются следствием того, что начинается еще в раннем детстве. Дмитрий хорошо обозначил связь определенных отношений в семье и законов, согласно которым реализуются жесткие следствия из них. Эмпирические наблюдения действительно подтверждают это. Если возьмем анамнез людей зависимых, то в ста процентах неблагополучие является последствием сверхопекающего поведения родителей, которое начинается в очень раннем возрасте. Тогда, как говорит нам детская психология, ребенок в первый раз заявляет «Я сам», а мама отвечает: «Мне некогда, поэтому я тебе застегну штаны». С этого пошло и поехало. Затем его отмазали от армии. Да, в итоге вырастает не мужчина, способный к самостоятельному принятию решений и их осуществлению. Он уже взращен таким, потому что приучен в конфликтной ситуации перекладывать ответственность на родителя, который может отмазать, решить все проблемы. Но настоящий юноша-мужчина скажет: «Спасибо за заботу, но я пойду исполнять свой долг, так я решил». Если подросток воспитан так, что к 18 годам просит указать ему, как лучше сделать, или помочь ему сделать так, как было бы легче, то в его жизни с очень большой вероятностью все случится так, как это сказал Дмитрий.

Ирина: Мой сын заканчивал военную кафедру, где был сложный экзамен. Преподаватель поставил условия, что все должны заплатить за него. Там был определенный тариф, хотя и небольшие деньги. Отец Алексий сказал, чтобы отказаться от этого требования. Некоторые из ребят также отказались вместе с моим сыном. В итоге так случилось, что все сдали экзамен.

Дмитрий: Бывают такие ситуации, когда человек по объективным причинам не может поступить так, как это подсказывает ему совесть, тогда человек может совершенствовать мужественность по-другому. Я говорю о тех случаях, когда мы лукавим сами с собой.

Виолетта: Моя дочь Наташа хочет поехать отдыхать в деревню без нас. Я не возражаю, потому что там находятся родственники, которым можно доверять. Но с другой стороны, там будут мотоцикл, речка, где прыгают в воду, а я не демократичная мама в этих вопросах. Как быть?

Отец Алексий: Есть определенные вещи, которые надо суметь дать понять. Вы обязаны это сделать. Мотоцикл в подростковом возрасте вещь очень опасная. Кататься необходимо под присмотром. Я много отпевал людей, разбившихся в автомобильных авариях и в результате несчастных случаев. Есть вещи, где действительно присутствует очень высокий риск для жизни. Прискорбно, когда жизнь обрывается по-напрасному, когда человек не успел реализовать себя. Часто бывает и такое, что по дурости дитя начинает просить какую-то игрушку. Например, он хочет кожаную куртку с металлическими вставками. А мы идем на поводу у такого желания, когда наша твердость в малом позволила бы не допустить слабины в более серьезных ситуациях.

Хорошо, когда у нас с детьми есть диалог, как это бывает в семейных клубах. Будучи родителем, хозяйка дома может проводить и в своей семье проводить обсуждение, наподобие беседы в семейном клубе. Семья – малая церковь, значит есть необходимость собираться за чашкой чая, а не на бегу. Когда собирается семейный совет, можно обсудить любые вопросы, в том числе и прихоть взрослеющего ребенка. И на общем обсуждении принять решение, о необходимости той или иной игрушки. Предположим, если речь идет о сыне, который хочет мотоцикл, он может вести себя безукоризненно. Тогда вы обговариваете условия, при которых он будет осваивать это транспортное средство. Будет много пунктов, ознакомившись с которыми, пыл может остыть.

Виолетта: На подобном обсуждении меня начали прессовать, мол, «чему быть, того не миновать».

Отец Алексий: Пока ваша дочь несовершеннолетняя, вы за нее несете полную ответственность. Вы говорите, что при всей любви к тебе я не была бы мамой, если бы позволила тебе это сделать. Можно найти другие предложения, альтернативы.

Виоллетта: Мы предложили вместе съездить на море, а потом поехать отдыхать. Но мне предъявляются претензии, что ущемляются права.

Отец Алексий: Мы находимся в семье, где у каждого есть свои права и обязательства. Она хочет свободы, но эта свобода ограничивает вашу свободу. Она давит на вас, хочет заставить поступить так, как ей удобно. А там мальчишки, которые могут быть не из благополучных семей, которые подзаводят друг друга. Ситуация может обернуться непредсказуемо. Мы должны проявлять мудрость и предупреждать ситуации, которые могут случиться.

Дмитрий Девяткин: В моей семье сложилась такая ситуация, что два года тому назад сложилось так, что дочь начала учиться в колледже, и ей было далеко ездить на занятия. Она стала просить купить ей скутер. Конечно, это сокращало время доезда до колледжа, и вроде бы как являлось благовидным предлогом, потому что позволяло больше времени потратить на сон. Тогда я залез в интернет, почитал статистику, поговорил с людьми и понял, что езда на таком транспорте опасна. Я с ней сел и спокойно поговорил, объяснив, что велика вероятность негативных последствий. Бывает такое, что когда шестнадцатилетняя девочка садится на мотоцикл, то такие поездки заканчиваются не целомудренно. К тому же сама по себе езда является небезопасной.

Дмитрий Гусев: Думаю, что средство передвижения, также как и парашют в моей ситуации, здесь ни при чем. Ребенок может и на машине попасть в аварию, и на транспорте может произойти что угодно. Но так работает детская психология, что инстинкт самосохранения отсутствует или очень снижен.

Георгий Витальевич: Хотел бы выразить свое отношение к этой проблеме. У семьи есть тысячелетняя традиция в отношении дочерей. Родители обязаны вырастить ее в целости и сохранности и отдать мужу. Это будет трудно сделать, если мы будем свою дочь только холить и лелеять. Если есть родительская позиция, то, значит, по другому в этой ситуации быть не может. Существуют  такие устои, есть границы допустимого.

Отец Алексий: А что такое истерика? Для ее прекращения важно, чтобы не было ответной реакции.

Никита: У меня есть большой опыт наблюдения за тем, как молодые девушки оказывают влияние на своих родителей. Такое впечатление, что моя сестра знает все места, где мама может проявить слабость. И она так умело воздействует, что мама чуть-чуть не идет у нее на поводу. Так, она говорила, что необходимо поехать в Италию, это была ее главная поездка в жизни. И мама действительно думала, что это ей необходимо. Слава Богу, что община научила собираться вместе и просто обсуждать, как быть дальше. Друг друга необходимо поддерживать И когда ей спокойно сказали, что в этом году не получится, может быть в следующем, интерес пропал, она легко переключилась на другое. В такой ситуации иногда стоит просто перестоять. Внутренне про себя не заводиться.

Ирина: У подростков в этот период бывает переходный возраст, и они считают, что им все запрещают. Однажды мой сын пожаловался на какое-то мое решение племяннику, а он рассказал мне. После этого я разговаривала с сыном в таком ключе: у тебя есть выбор, и я тебе предоставляю свободу, решай и выбирай самостоятельно. Но когда у тебя будут свои дети, ты скажешь им: «Кури пей»? Ты своим детям такого не скажешь. А когда отпускали тебя на костер, ты там напился. Получается, что сейчас ты еще не умеешь пользоваться свободой, поэтому пока необходимо пользоваться советами. Перед тобой впереди весь жизненный путь, и надо уметь делать выбор. После такого разговора мои отношения с сыном заметно улучшились.

Дмитрий Гусев: Мы начали воспитывать детей не в православии, а на своем не самом лучшем личном примере. Когда ребенок не воспитан на послушании, а видел много отрицательного опыта, единственный выход общаться с ним эффективно – стараться найти диалог. Также как нельзя предоставлять неограниченную свободу, так нельзя и ломать личность. Что делать, если в воспитании не было выработано послушание? Свою маленькую дочь уже воспитываю по другому, в православии. У многих из нас дети видели пьянство родителей, а те, кто не был пристрастен к психоактивным веществам, воспитывали их на чуждых православию принципах. Поэтому диалогу надо учиться самим, и стараться научить этому детей.

Михаил Чилахсаев: В моем случае у нас со старшей дочерью не вышел диалог. Это старшая дочь от первого брака. Так как родители отпускали в воспитании ситуацию на самотек, то иногда Господь вразумлял Сам. Так, однажды она попала в автомобильную аварию, вылетела через лобовое стекло, и теперь не садится на мотоцикл.

Георгий Витальевич: В диалоге важно еще указывать на то, что свобода связана с ответственностью. До совершеннолетия родители должны обеспечивать своих детей всем необходимым. Если ребенку хочется игрушку, то необходимо указать, что хорошо, если ты сможешь заработать на игрушку. Таким образом потихоньку воспитывается представление о границах возможного. Тогда он не будет требовать подать с неба луну, а понимать, что действительно родители могут заработать своими трудами. Тогда ребенок будет понимать цену игрушке.

Никита: Дима говорил о том, что часто дети в семьях родителей видят нехорошие примеры. Я думаю, что когда ребенок видит от рождения разный опыт, то ему легче затем найти основу, чем если он все время воспитывали при храме, а затем отходит от него. Я думаю, что в этом есть даже некое преимущество, когда он видел пьянство родителей, а затем увидел, что вера в Бога смогла переродить человека.

Отец Алексий: У Алексея Федоровича Лосева отец выпивал, хотя был руководителем хора и был поощрен императором. Сам Лосев прожил почти 95 лет, но никогда не употреблял ничего хмельного всю свою жизнь. Он блестяще владел скрипкой, стал великим филологом и выдающимся ученым. Когда человек видит все безобразия, которые связаны с одержимостью страстью пьянства и подобными страстями, то может быть другой эффект по милости Божией, если гены не пересилят. Если не воспитана воля, и она поддается дурному окружающему влиянию, то может повториться опыт пьянствующих родителей.

Сергий: Моему сыну сейчас 4 года, и я пытаюсь воспитывать его не запрещением, а обсуждением спорных вопросов. Мы все равно приходим к заключению, которое нужно мне, но я учитываю его желание. На мой взгляд, здесь воспитывается послушание. Если человека понуждать, то возникнет отторжение, и сопротивление будет постоянно возрастать. И тогда позже нужно будет производить корректировку.

Отец Алексий: И я хочу в этой связи сказать, что мы спохватываемся тогда, когда нас уже ставят перед фактом. А надо учиться смотреть вперед. Дети не должны попадать в дурные сообществ, дурные нравы развращают человека. Стало быть, в самом младенчестве нужно думать о том окружении, в котором будет воспитываться ваше дитя, куда оно будет ходить, где будет бывать. Те родители, которые благоразумны, водят детей каждый раз в храм, и при этом понимают, что несмотря на шесть дней учебы и желание дать высыпаться им  в воскресенье, они лишают детей самого главного — литургии, общения с единоверцами, с теми, находясь с которыми в общении, человек обретает те спасительные христианские качества, которые делают его счастливым на земле. Важно родителям смотреть в будущее и понимать тенденции, разбираться в вещах, вовремя отвечать на вопрошания, которые у детей возникают. Если мы отстранены от детей, не знаем, чем они дышат, что читают, какие сайты посещают, то потом они поставят нас перед такими фактами, что поздно будет что-либо делать. Важно заблаговременно предупреждать подобного рода поведение детей, которое для них же не спасительно, а губительно. И, конечно, обязателен диалог, общение. Надо уделять время своим детям.

Георгий Витальевич: Можно привести конкретную семейную ситуацию. В одной семье у отца проблемы с алкоголем. Однажды его принесли домой и положили на пол, так как он был не в состоянии самостоятельно передвигаться. По словам жены это выглядело настолько нелепо, что они с детьми посмеялись над отцом. Дети затем сказали, что они поступили по-хамски. И это несмотря на то, что дети в храм не ходят, но у них воцерковленная мама. На нашей беседе это стало предметом обсуждения. Женщина пыталась оправдаться в том, что в ее поведении ничего хамского не было.

Отец Алексий: Мы уже говорили о том, как надо относиться к родителям. В таком случае можно помочь раздеться, уложить человека, а кода он протрезвеет, можно поговорить с ним с любовью, а не с придирками и нареканиями. Почему человек утверждается в грехе, потому что не видит со стороны ближнего искреннего и доброго отношения. Когда наши слова расходятся с делом, мы говорим, что любим, а поступаем как ненавидящие человека. Тогда отчуждение возрастает, дистанция увеличивается и оказывается, что человек либо спивается, либо уже спился.

Елена Юрьевна: То есть он упорствует в грехе?

Отец Алексий: Но мы же сами своим поведением создаем такую почву.

Георгий Витальевич: Но до того, как она начала общаться с этим человеком, у него уже была подготовленная почва. Все же начинается издалека, и мы говорили сегодня об этом. Где же граница между проявлением нашей любви и созависимостью? Ведь известно, что одной из рекомендаций созависимому человеку, описанной в книге доктора Зайцева,  является полный байкот в отношениях с пьющим.

Отец Алексий: Я не очень приемлю термин созависимость. В современной психиатрии есть такое понимание термина зависимого человека, как человека с определенным типом личности. Так, среди нескольких типов личности существует и зависимый тип. Только в таком ключе можно с научной точки зрения говорить об определении термина зависимого человека. Когда мы говорим о созависимой личности, то необходимо научное обоснование этого термина. Из опыта мы знаем, что отнюдь не все становятся созависимыми, когда вынуждены находиться рядом с человеком пьющим, гуляющим. Некоторые способны сохранить способность вести себя очень трезво и рассудительно. Понятие созависимости — это лишь некий подход, который мы сейчас заимствовали в Соединенных Штатах Америки. Развивает это направление в России доктор наук Валентина Москаленко.

Думаю, что здесь необходимо провести некий водораздел. Для нас прежде всего важен духовный смысл в понимании этой проблемы. Вспоминая слова Евангелия, мы знаем, что Господь не говорит нам, сколько раз нужно прощать ближнего. Нет конкретной цифры, например семь, или семьдесят семь раз. В Евангелии мы видим лишь одно, что человек кающийся, обращаясь ко Господу, всегда бывает им принятым. И Господь прощает кающемуся человеку вне зависимости от того, сколько раз он кается. Здесь мы говорим о христианской любви к человеку, совершившему падение. Но в Евангелии мы также видим, что любовь Господа взыскующая, а потому прощение должно быть сопряжено и с решительными действиями в духе христианской любви.

Георгий Витальевич: Это в том случае, когда человек кается, а если человек страждущий лишь манипулирует ситуацией.

Отец Алексий: А что значит, что человек не кается? Из этого следует, что он потерял критическое отношение к своему состоянию, а тогда мы говорим о далеко зашедшей духовной болезни. Такой человек подлежит духовному, но зачастую и медицинскому врачеванию. Мы знаем, что среди пьющих есть люди, которые еще способны трудиться, они работают, то есть находятся в социально приемлемом состоянии. Но есть и такие люди, которые серьезно заболевают, им приходится лечиться в больнице или амбулаторно. Некоторые из них становятся инвалидами, потому что у них развивается тяжелое психическое расстройство, например, бред ревности. А как верно вести себя с психически больным человеком? Видимо, так, как ведут себя с психическими больными людьми специально подготовленные люди. Это совершенно другой тип отношений

Вот здесь и проходит грань. Пьянство само по себе еще не является медицинским заболеванием. Это греховный навык, начало действия страсти в человеке. Но вслед за нравственной, духовной болезнью могут появиться и другие медицинские признаки заболевания. В таком случае существуют стадии развития повреждения личности, также как существуют и стадии развития духовной сферы человека. Только если происходит патологическое развитие личности, то возникает момент, когда духовные проблемы проявляются у человека психологическими и медицинскими проблемами.

Георгий Витальевич: Батюшка, но существует еще одна ситуация, когда человек не кается, так называемый социальный критерий этой проблемы. Так, если человек и не состоит на учете у психиатра, и у него нет явных психических проблем, но он не просто пьянствует, а годами паразитирует на шее матери-пенсионерки. А она его обстирывает, а он только пьет.

Отец Алексий: Да, действительно, такая мама может даже держать у себя ключ от его комнаты. Чаще всего у таких матерей всего лишь один ребенок. Когда в семье много детей, то ты свою любовь должен делить на всех, а когда он один, то любовь изливается только на одно дитя. Это, так называемая, удушающая любовь. Такой ребенок захлебывается в родительской любви. Мать склонна проявлять гиперопеку с младенчества, кормит свое великовозрастное чадо из ложечки, контролирует встречи сына и с кем он дружит, водит его в школу до десятого класса и не позволяет ему проявлять самостоятельности, не отпускает его в армию, и она же не позволяет ему жениться. Но в таком случае мама сама является страждущей, с ней самой необходимо работать. И мы знаем много таких случаев. Это серьезная проблема таких родителей и требует психолого-педагогических методов коррекции. Конечно, такие случаи очень для нас актуальны. Но все же здесь нельзя говорить о созависимости. Он пьет от того, что не смог реализоваться как мужчина, как отец, как гражданин. Ведь по сути мать его губит. Она — несчастная, и он — несчастный. Пьянство у него является вторичной проблемой. По такому же механизму начинают пить люди, страдающие депрессией, которые используют алкоголь как лекарство от безысходности. Вылечи депрессию у психиатра, и они перестают пить. Так что в этой ситуации необходимо четко расставить акценты в семье и определиться, кому какая помощь необходима. Иначе они оба погибнут.

Сейчас мы говорим о такой стороне проблемы, о которой психологи говорят, что «такие женщины слишком сильно любят», или «мамы, которые любят слишком сильно». Это серьезная проблема, которая, к сожалению, является следствием нарушение Божьего завета. Он нам дан в словах, в которых апостол Павел обращается к тем, кто приходит на венчание и создает свою семью. Там четко обозначено, как мы должны относиться друг к другу. Если такие принципы отношений нарушаются, то появляются искажения. И болезни семьи становятся болезнями общества. Хотя изначально нужно говорить о болезнях семьи.

Именно поэтому, прежде всего в семье надо заниматься врачеванием таких отношений. Это не просто сделать, так как в человека с детства закладывается неправильный стиль поведения. Он настолько глубоко въедается в личность и определяет ее отношения с окружающим миром, что искоренять такое поведение крайне тяжело, а иногда невозможно. Очень важно обращать внимание на профилактику таких отношений. А для этого необходимо говорить о принципах, чтобы молодые семьи понимали, как надо воспитывать детей, как нужно относиться друг к другу, как мужу с женой себя вести. Сейчас у нас получается так, что редко наблюдаются даже нормальные супружеские отношения. Вот и получается, что один – эгоист, и второй — эгоист. А живут вместе, потому что так удобнее.

Школа ведущих СКТ на Соколе

Перейти к верхней панели