«Цели и задачи трезвеннического движения РПЦ в XXI веке»

Доклад на втором фестивале православных обществ трезвости «Татевские чтения — 2014», Татево, 24-25 мая 2014 года.

Возрождение трезвенного движения в Русской Православной Церкви требует серьезного осмысления его целей и задач. Цель движения — отрезвление общества, в смысле не употребления психоактивных веществ, особенно алкоголя. 90% населения Российской Федерации старше 15 лет употребляет алкоголь, 40% населения старше 15 лет злоупотребляет алкоголем. От 600 до 900 тысяч людей в год умирают от этого.

Задача: воспитывать православных христиан так, чтобы они вообще не употребляли алкоголь, а церкви – воздействовать на государство, чтобы оно уменьшало производство алкоголя, увеличивало его продажные цены, сокращало время продаж и, в конце концов, как сто лет назад в 1914 году решило бы проблему алкоголизма в России, запретив его вовсе.

Представим себе, что все получилось, сухой закон введен, неподкупная полиция строго следит за тем, чтоб никто его не нарушал, контрафакта нет, технический спирт под контролем, все члены церкви дали пожизненный обет трезвости. Настал мир на земле, в человцех благоволение (Лк.2:14). Но, если бы все зло заключалось в алкоголе… Господь предупреждает нас: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (Мф.12:43-45)

Отцы церкви и многовековая аскетическая практика подвижников показывает, сколько страстей обуревает человека, как они связаны между собой, как легко заменяют друг друга. Современная аддиктология (наука о зависимостях) постепенно приближается к пониманию того, что давно известно церкви. Наркологическая практика показывает стандартные ступени чередования зависимости у подростков: сигареты, пиво, наркотики. Наркоман, пытаясь «соскочить» с наркотиков переходит на алкоголь, закодированный алкоголик становится наркоманом или зависимым от компьютера и т.д. и т.п.

Не в агентах аддикции (табаке, водке, героине и т.д.) дело, а в падшей человеческой природе. Церковь Христова через Таинство крещения дает возможность человеку идти по пути спасения, но Бог не спасает насильно, требуется собственная воля человека, его собственное желание идти по пути спасения, его собственные усилия.

Все эти требования естественны по отношению к человеку взрослому, в современной практике православной церкви крещается чаще всего младенец и здесь соработниками Бога и церкви становятся крестные родители младенца-христианина и его семья. Для того, чтобы младенец полноценно духовно возрастал, он должен возрастать  в Церкви, а для того, чтобы это стало возможным, его семья должна стать малой домашней церковью.

Прекрасную книгу об этом написал, еще в 80-е гг. прошлого века протоиерей, профессор, Глеб Каледа. «Для находящихся в браке и для живущих в родительском доме, — писал отец Глеб, — первичной ячейкой Вселенской Церкви должна быть семья, — малая, домашняя церковь; в ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного. О домашней церкви неоднократно писал апостол Павел (1 Кор 16:19; Кол 4:15; Фил 1:2 и т.д.).

Однако святоотеческая литература, создаваемая после IV в. в основном монахами, почти не касается вопросов семейной жизни и построения домашней церкви. […] Дом, семья как Церковь… Это сейчас настолько забыто приходским и богословско-академическим сознанием, что необходимо и проповедовать,и специально обосновывать экклезиологически такое восприятие этой стороны человеческой жизни»[1].

Какое отношение сказанное имеет к проблемам тревенного движения в Русской Православной Церкви? Энн У. Смит в своей книге «Внуки алкоголиков» пишет: «Все четырнадцать лет моей работы с алкоголиками, наркоманами и их семьями я постоянно отмечала, что, после того как химические продукты полностью выведены из организма человека, наступает период облегчения, но длительность его непродолжительна. Почему? Потому что остается неизменной семья, которая научилась очень умело адаптироваться к неблагополучию или аномалиям своей жизни, но потеряла способность существовать в условиях отсутствия кризисов. Поэтому кризис быстро воссоздается за счет появления у выздоравливающих новых влечений и вредных пристрастий, физических, душевных заболеваний или просто возвращения к старому. Все это объясняется лишь стремлением к привычному «статус-кво». [2]

В связи с изучением семьи алкоголезависимых появился термин «созависимость». Этот термин применялся к женам алкоголезависимых, дальнейшие исследования показали, что созависисмый является вся семья алкоголезависимого. Современная аддиктология, изучающая различные виды аддитивных зависимостей, и в этом отношении, как уже было сказало, приближающаяся к святоотеческому учению о страстях, учитывает явление созависимости в семьях с различными (не только алкогольной) видами зависимости. «Можно утверждать, — пишут профессоры Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В., — что любая аддиктивная семья содержит в себе структуру созависимости. Не вызывает сомнения, что аддиктивное поведение отражает неблагополучие в обществе имеет социальную, психологическую, педагогическую, юридическую, медицинскую, культурную стороны»[3]. Не снимается вопрос о значении биологических факторов в виде генетической предрасположенности к развитию различных зависимостей. Учет всех этих факторов привел к формированию биопсихосоциодуховного подхода в изучении, излечении, коррекции аддиктивного поведения.

Исследования последних лет позволяют высказать некоторые предположения о значении семейного воспитания в развитии предрасположенностей к возникновению аддикций.

Правильнее говорить не о том, что то или иное воспитание может вызвать зависимость, а о том, что существуют типы воспитания, которые создают более высокий риск возникновения аддиктивного поведения. В самом общем виде можно утверждать, что аддикта (зависимого) всегда воспитывает дисфункциональная семья, которая не справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Говоря о стилях воспитания, Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. выделяют, в частности, гиперопеку, гипоопеку, предъявление непомерных требований, говорят о воспитании в семье с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями.

Т.Е. Шапошникова отмечает, что «в современной российской действительности мы видим довольно мало примеров полностью благополучно завершенной сепарации[4]. Чаще можно привести примеры застревания на какой-либо стадии и вмешательство родителей и детей в отношения друг друга»[5].

Таким образом, терапия зависимого должна осуществляться не отдельно от его созависимой семьи, а внутри ее, вместе с семьей. Иными словами, исцелению подлежит вся семья в целом в 1964 году врач-психиатр, профессор университета в Загребе, Владимир Худолин создал первый семейный клуб трезвости. В настоящее время такие клуб действуют в 34 странах мира, в одной Италии их более двух тысяч.

Члены клуба: зависимые и/или члены их семей – еженедельно собираются на двухчасовые встречи, на которых обсуждаются проблемы собравшие их вместе. Доброжелательно, в духе уважения и любви люди высказываются и выслушивают друг друга, обмениваются опытом и постепенно начинают лучше понимать проблемы, собравшие их, и пути решения этих проблем.

В России первый подобный клуб был создан в 1992 году в селе Ромашково Московской области  при Храме святителя Николая Чудотворца протоиереем Алексием Бабуриным. По Воле Божией и  благословению священноначалия семейные клубы трезвости в России с самого начала стали развиваться в лоне Русской Православной Церкви. Если в остальных странах клубы трезвости – светские объединения, в которых уставом запрещено обсуждать религиозные проблемы, в России, где действует уже полтора десятка клубов, это приходские семейные клубы трезвости, что позволяет совершенно иначе сформулировать цель их деятельности.

В приходские семейные клубы трезвости собираются дисфункциональные семьи, одержимые страстями зависимости и созависимости, имеющие искаженное представление о своих отношениях, часто не осознающие своих страстей, отрицающие их. Часто в клуб приходит не вся семья, а только жена или мать пьющего или наркозависимого, потерявшие всякую надежду и уповающие только на помощью Божию. В клубах, где во встречах обязательно должен участвовать священник, людям помогают постепенно понять, что как должна строиться семья христианина, какие в ней должны быть отношения, семья как школа молитвы, школа любви, школа ответственности, школа трудолюбия, семья как малая домашняя церковь, в которой, разумеется, нет места греховным пристрастиям. Но для этого семья должна найти дорогу в Церковь, научиться жить с Богом, научиться любить Бога, научиться любить ближнего как самого себя, а для этого по-настоящему любить себя.

Всему этому человек научается в Церкви, а клуб помогает членам семьи исправлять искаженные семейные отношения, ибо по самому большому счету дисфункциональная семья для христианина – это семья, которая живет не по библейским заповедям, не по Закону Божьему, а поэтому является не малой церковью, а гнездом вызревания греховных страстей, выращиваемых усилиями всей семьи, что часто не понимается. Преображение личности возможно только с преображением всей семьи в целом, так что цель семейных клубов не в том, чтобы помочь человеку бросить пить или употреблять наркотики и т.п. – это дело наркодиспансера, а в том, чтобы помочь обратиться в Богу, прийти в Церковь и с помощью Божией выстроить свою семью как малую церковь, в которой, разумеется, нет места греховным страстям.

Теперь несколько слов о профилактике. Трезвенное движение вообще и приходские семейные клубы трезвости в частности имеют предметом своей деятельности некий результат греховной жизни. А как бы его предотвратить?

Отец Глеб Каледа в книге «Домашняя церковь» писал: «Воспитание закладывается, прежде всего, в семьях, а всякие школы и кружки могут лишь помочь ему. Представляется необходимым организовывать курсы, а всякие школы и кружки могут лишь помочь ему. Представляется необходимым организовывать курсы и лекционные чтения по религиозному воспитанию самих родителей»[6].

Представляется, что опыт, накопленный семейными клубами трезвости, может быть использован для того, чтобы при храмах организовывать просто семейные клубы, которые объединяли бы разные группы людей: молодых людей, собирающихся вступить в брак; молодых людей, которые являются молодыми христианскими семьями; молодых людей, у которых появились дети; семьи, воспитывающие детей; семьи, у которых дети уже взрослеют, и, наконец, семьи, имеющие взрослых детей. Во всех этих семьях проблемы, связанные с особенностями семейной психологии и возрастной психологии. Полагаем, что священник и православный психолог могли бы вместе вести такие клубы, помогая людям правильно строить свои отношения в семье, правильно воспитывать своих детей, и избегать ситуаций, в результате которых могут развиваться различные патологические зависимости.

 

[1] Глеб Каледа, протоиерей. Домашняя церковь. М.: 1997. С. 5-6.

[2] Изд. Просвещение, М.: 1995 (Оригинал 1989 г.).

 [4] Отделения взрослых детей от родительской семьи (прим. – автора).

[5] Шапошникова, Т. Е. Антропология семьи / Т. Е. Шапошникова — Новосибирск : Наука, 2004. – с.45.

[6] Там же, с.67.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *