Грех как причина болезни и путь к исцелению

Дух душа и телоЧитать «ГРЕХ — ВРАТА ДЛЯ САТАНЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО И ДУШУ» в PDF

Бабурин Алексий, протоиерей — врач-психиатр, клирик больничного храма во имя иконы Божией Матери «Целительница» Научного центра психического здоровья РАН

Когда Оргкомитет предложил мне сделать доклад на тему «Грех -врата для сатаны в человеческое тело и душу», я понял, что мне надо говорить о проблемах, волнующих сегодня очень многих, а именно -наркомании, алкоголизме и половой распущенности, крепко связанных между собой. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что наркотики, к которым эксперты ВОЗ относят алкоголь и табак, при их систематическом употреблении поражают не только тело человека, но и его душу, и приводят, в конечном счете, к преждевременной лютой смерти. К каким последствиям приводят любодеяния, также всем хорошо известно: детоубийства, венерические болезни, СПИД, распад семьи, детская беспризорность. На этой почве возможны убийства и самоубийства. Однако далеко не все расценивают немедицинское потребление наркотических веществ как грех. Некоторым, оказывается, выгодно принимать табакокурение, пьянство и наркоманию за вредную привычку, моду или просто болезнь. Нашли даже всех устраивающий термин для обозначения данного явления -химическая зависимость. Но признать наркоманию греховной страстью и служением князю тьмы никак не хотят.

Что касается «свободной любви», то она возводится сейчас в норму. Предостережение апостола Павла о невозможности наследовать Царство Божие пьяницам и любодеям игнорируется.

Посмотрим, однако, глазами священноисповедника Луки, святителя и врача, на личность страждущего человека во всей ее полноте, в триединстве его духа, души и тела, и мы увидим, что наркомания и любодеяние -это и идолопоклонство, и страсть, и болезнь.

Хочу обратить ваше внимание на то, как святитель говорит в своей работе «Дух, душа, тело» о курильщике опиума. Он употребляет слово «страстный». Хотя мог бы сказать «заядлый». И это случайно? Думаю, что нет. Ссылаясь на Т. Рибо, он констатирует далее, что в сознании под влиянием курения опиума или гашиша проносится с трансцендентальной быстротой длинная череда образных воспоминаний и доходчиво объясняет нам, что для мозга физически невозможна такая скорость смены представлений. Исходя из этого и других фактов, святитель делает вывод об отпечатывании всех наших психофизических актов в духе. Он постулирует:»Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в его целостности». Очень важным для дальнейших наших рассуждений является признание святителем, помимо обыденного феноменального сознания, сознания трансцендентального, или сверхсознания, оторое неподдается описанию

Грех как причина болезни и путь к исцелению на языке пространственно-временных формулировок. Он пишет:»Но когда в состоянии сна нормального, сомнамбулического или гипнотического, при отравлении мозга опиумомили гашишем, токсинами лихорадочных болезней угасает нормальная деятельность мозга и свет феноменального сознания, тогда вспыхивает свет сознания трансцендентального».

Неоднократно святитель говорит о сверхсознании у святых, которые достигали его посредством молитвы, поста, бдения и духовных подвигов.

Здесь также будет уместным процитировать мысль Канта в его «Розенкранце», на которую ссылается святитель Лука:»Поэтому можно считать почти доказанным или легко можно было бы доказать, если захотеть распространиться более, или, лучше сказать, будет доказано, хотя не знаю где и когда, что человеческая душа в этой ее жизни находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами духовного мира, что она попеременно действует то в одном, то в другом мире и воспринимает от этих существ впечатления, которые она, как земной человек, не осознает до тех пор, пока все обстоит благополучно (т.е. пока она наслаждается миром материальным)». Отсюда следует вывод: состояние души определяется духовными впечатлениями. Если душа общалась с Богом, ангелами и святыми, то ее наполняют свет, мир, радость и любовь. Если с силами «злобы поднебесной», то душа пребывает во мраке, унынии, печали, тревоге и злобе.

Наркотическое и алкогольное опьянение, разврат открывают вход в душу и тело человека для демонов. Об этом свидетельствуют последствия злоупотреблений душевные и телесные расстройства, порабощение и деградация личности, потеря взаимопонимания с людьми, и, наконец, собственно бесоодержимость.

У христианина не вызывает никаких сомнений тот факт, что пьянство, наркомания, табакокурение, злоупотребление психоактивными веществами, блуд в разных его видах есть грех. А вот каким образом грех открывает вход для злых сил в душу и тело человека, редко кто задумывается. Для наглядности проникновения демонических сил в человека обратимся к свидетельствам ученых о таких исторических реалиях, как дионисизм и вудуизм.

Вот что пишет о Дионисе и дионисизме выдающийся мыслитель и монах А.Ф. осев:»Дионис -это божество производительных сил природы, нашедших отражение в человеческой психике в том же буйном и творческом виде, в каком они существуют и сами по себе, независимо от человека. Культ Диониса -это оргиазм, экзальтация и буйный исступленный восторг».

Известный английский религиовед и этнолог Джеймс Джорж Фрезер в своей книге «Золотая ветвь», описывая культ бога вина Диониса, отметил, что диони-сийские мистерии, зародившись, видимо, у грубых фракийских племен, известных своими буйными страстями и пристрастием к вину, распространялись по всей Греции, подобно пожару. Он объяснял это явление свойственной большинству людей любовью ко всему таинственному и склонностью их к высвобождению дикого начала. Заметим, что наркомания сегодня также стремительно набирает силу, не ограничиваясь при этом одним регионом, но захватывая все новые и новые государства.

«Дионис именуется в обряде, по своему главному атрибуту и фетишу,»плющеувитым» или «плющекудрым», «плющом», «плющевым богом». «Плющ -сам бог и вместе наркотик, наводящий безумие, manian, т.е., исполняющий причастника силою бога», -так пишет Вячеслав Иванов в своей докторской диссертации, опубликованной в 1923 году под названием «Дионис и прадионисийство».

Когда пировали менады, всегдашние спутницы Диониса, они жевали листья плюща и пили вино -кровь Диониса, что означало поглощение бога. Феофил, византийский монах, говорит, что «поэты и художники любят плющ, потому что в нем сокрыты тайные силы…».

«Древний и распространенный праздник Анфестерий продолжался три дня. Он посвящался Дионису и проходил весной, когда бродило молодое вино. Его праздновал целый город, устраивая большие попойки. Ночью жена главы города (архонт базилевс) отдавалась Дионису для ритуального брака», -так описывает культовые действия в честь Диониса Мирча Элиаде. Он же говорит:»Дионис -необычный бог… Он представляет чужака в нас самих -грозные антисоциальные силы, выпущенные на волю божественной яростью. Опьянение вином, сексуальная разнузданность, маски и театр все это лишь внешние проявления его божественного безумия. Толпы (фиасы) го менад -одержимых женщин в гипнотическом состоянии бегают по горам, собственными руками разрывают на части диких зверей и питаются сырым мясом». А вот как описывает культ Диониса Фаддей Францевич Зелинский.»Первоначально это было, вероятно, магическое воздействие на плодородие земли, и в необузданной варварщине половой разгул как симпатическое средство побуждения земли к плодородию не был ему чужд; при переходе, однако, на почву «благозаконной» Эллады этот элемент должен был отпасть; осталось как характерная черта новых таинств исступление (ekstasis), достигаемое при помощи оглушительной музыки тимпанов, кимвалов и флейт (т.е. тамбуринов, медных тарелок и кларнетов) и главным образом -головокружительной «оргиастической» пляски». Позволю себе обратить ваше внимание на своеобразии используемых в культе ритмов и звуков. просим себя: так ли безобидно повальное увлечение современной молодежи подобного рода какофонией? Кстати говоря, кровнородственный дионисизму вудуизм, о котором речь пойдет чуть позже, стал истоком новоорлеанского джаза, а впоследствии к вудуистским образам часто обращались рок и поп-звезды от Джимми Хендрикса и «Роллинг Стоунз» до «Бони М» и «Арми оф лаверз».

Вернемся, однако, к раскрытию сути доклада.

«Какую цель и смысл имели оргии Диониса?» -задается вопросом почтенный русский исследователь, Ю.А. Кулаковский, и разъясняет следующим образом:»Ответ дает их конечный результат. То был экстаз. Древнейший смысл этого слова, как истолковали сами древние, есть выхождение души из тела. Врач Гален определяет экстаз как oligochronios mania (кратковременное безумие). Но это безумие есть hieromania священное безумие)-состояние, в котором душа непосредственно общается с богом. В этом состоянии человек находится под наитием божества, он есть entheos (бога местивший), непосредственно соединяется с божеством и живет с ним и в нем. По определению Платона, люди в состоянии экстаза воспринимают в себя существо бога, поскольку возможно человеку общаться с ним».

Маккавейские книги Библии рассказывают нам о насильственном насаждении во II веке до Р.Х. сирийским царем Антиохом IV Епифаном культа Диониса в Палестине и о том, такое сопротивление ему оказали правоверные иудеи.

Мы знаем, что с культом Диониса продолжали бороться христиане. Вспомним священномученика Мокия, который в конце Ш-го века убеждал язычников, обиравшихся на оргии в честь Бахуса, оставить беззаконные и скверные обычаи, покаяться, обратиться к Господу Иисусу Христу и очиститься в святом Крещении. Будучи приведенным на суд, он не переставал обличать нечестие идолопоклонников, за это и был обезглавлен (Византия; около 295 г.). В XVIII веке святитель Тихон (1724-783), епископ Воронежский, был бесстрашным обличителем всех тех, кто на ежегодных торжествах в честь божества Ярилы сумасбродствовал и пьянствовал. Напомню, что славянский бог Ярила -бог жизненной, сексуальной силы (яри), связанный с плодородием и оплодотворением. Его символом является хмель, из которого делают пиво. Он -своего рода аналог античного Диониса. На праздниках Ярилы умыкали девушек. Искореняя этот языческий праздник, св. Тихон, по словам некоторых жизнеописателей, показал такую пламенную пастырскую ревность, что уподобился в этом св. Иоанну Златоусту и св. Амвросию Медиоланскому.

«В наше время популярность культа Диониса и напрямую связанного с ним такими мистическими системами, как «вуду», тантризм, даосизм, шаманизм, быстрее всего растет среди людей, занимающихся наукой и высокими технологиями», -указывают С. Джейсон Блэки Кристофер С. Хайатт в своей книге «Вуду в мегаполисе». Следует особо остановиться на характеристике одного из самых опасных языческих культов -культе вуду, т.к. на сегодняшний день во всем мире насчитывается от 50 до 60 миллионов его приверженцев. Пусть эта цифра может оказаться преувеличенной, ясно одно, что этот экзотический культ, как мы его воспринимаем, процветает. Мы имеем дело не с жалкой группкой колдунов, ас популярной народной магией. Слово «вуду» Vodou, Vodoun, Voodoo) пришло к нам из африканской страны Бенин (Дагомея), где на местном языке фони означало «божество», «дух». В наши дни эта древняя африканская религия бытует под несколькими названиями: на Гаити под именем «вуду», в США и на Кубе ее зовут «сантерия», а в Бразилии -«макумба». Культ вуду приобрел необычную популярность в Америке.»В Лос-Анджелесе, как и в Нью-Йорке, и в Майами, лавки, посвященные сантерии и другим вудуистским религиям, превышают численностью не только «оккультные» магазины, но и магазины христианской книги в отношении пять к одному». Попутно замечу, что такие лавочки появились теперь и в Москве. Интерес же к магии и оккультизму активно насаждается у нас средствами массовой информации. В вуду элементы римско-католической обрядности сочетаются с анимизмом и магией. Верховный бог (Маву, Олодумаре, Bon ieu) в этой религии управляет большим пантеоном духов (водунов), обожествляемых предков и святых. се они общаются с верующими при посредстве сновидений, трансовых состояний и ритуальной «одержимости». При помощи барабанного боя, ритуальных плясок и религиозных песнопений, используя жертвоприношения животных, алкоголь, а иногда наркотические вещества и секс, африканцы достигали особых трансовых состояний, которые воспринимались как «одержимость» тем или иным духом.»В вуду мы становимся духом. Бог овладевает нами. Мы становимся одним целым. Когда человек одержим, это значит, что его телом завладевает дух. Человек больше не является самим собой. Он или она становится духом. Онилиона -это кто-то другой». Проиллюстрируем это высказывание конкретными примерами, взятыми из статьи Александра Зайцева «Кровавые жертвы Вуду». «Никогда не угадаешь, кто из богов на этот раз вселится в тебя. Людей, одержимых Лег-бой, видно сразу. Ведь сам он -старый хромец. Вот и люди, кого он взял в оборот, теряют способность нормально двигаться. Их словно парализует; некоторые из них оцепенело лежат на земле не в силах тронуться с места. На других нападает змеиный бог Д амбал л ах, также завезенный сюда из Африки. Он особенно любит воду. Если поблизости протекает река, одержимый им может броситься в нее и утонуть. Поэтому в святилищах ставят обычно чаны с водой, чтобы и демона ублажить, и людей сохранить. Можно стать добычей и Барона Самеди, или Геде. Это -ужасный бог царства мертвых. Известно, то он носит фрак и курит трубку, а потому эти реквизиты заранее приготовлены. Любит Геде и ром, особенно если кинуть в него стручки жгучего перца. Жертва, выбранная Геде, бросается к бутылке и может разом выпить ее до дна. Ученые только разводят руками, когда наблюдают таких ромохлебов. Простые зеваки понимающе кивают: в самом деле, на такое способен лишь бог».

Приведу еще несколько цитат из книги «Буду в мегаполисе», чтобы показать кровное родство дионисизма с вудуизмом и их антихристианскую направленность. «Оторванное войнами и работорговлей от своих древних берегов, вуду превратилось в своего рода оккультную партизанскую войну против христианства». «Для вудуиста, как и для поклонника Диониса, бог есть нечто непосредственно существующее здесь и сейчас». «В сущности, вудуист -это прагматик и экстатик. Он исполняет свои ритуалы и возносит молитвы, чтобы получить от этой жизни то, что ему нужно, и притом немедленно». «Христианская философия морали зиждется на самоотречении, тогда как вуду основывается на самоосуществлении».

Итак, мы убеждаемся, что ритуальное убийство животных, пьянство и употребление психоактивных веществ, разнузданное пиршество и разврат, крики и пляски под аккомпанемент неуемных ритмов и неистовых звуков приводят к исступлению, экстазу, одержимости. Отсюда следует вывод: всякие непотребства и неистовства, отключая феноменальное сознание или суживая его, широко открывают вход для лукавого в душу и тело человека.

И это еще не все. Искуситель ловко манипулировал Евой, внушительно говоря ей:»Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Вячеслав Иванов в своей работе «Ницше и Дионис» прямо говорит -«Дионисийское исступление уже есть человекообожествление, и одержимый богом -уже сверхчеловек». Многие связывают рассматриваемые пороки с бездуховностью. На самом же деле здесь мы имеем дело с особым типом ложной духовности, в основе которой лежат непослушание Богу и своеволие, приводящие человека, в конце концов, к богоотступничеству, богоборчеству, идолопоклонству и смерти.

Что можно противопоставить этому безумному стремлению падшего человеческого естества к страсти и одержимости? Как учит нас Божественный Спаситель, Господь наш Иисус Христос -только молитву и пост. Они тоже меняют наше обыденное сознание, но только наоборот, закрывая вход для лукавого и открывая врата для истинного Бога.

Вот что пишет по этому поводу святитель Лука:»Из житий многих святых известно, то долгие, изнуряющие болезни были большим благодеянием для них, ибо смиряли страсти, лишали впечатлений мирской жизни с ее шумом и сутолокой, отвлекающей от углубления в тайники духа. Это хорошо понимали и глубоко ценили христианские … анахореты, стремившиеся заглушить все внешние впечатления жизнью в пустыне, постоянным самоуглублением и молитвой, покорить духу плоть постом и бдением, даже стоянием на столпе.

В мартирологии есть много примеров того, что сильнейшие повреждения тела, жесточайшие мучения могут вызвать угасание феноменального сознания и пробуждение внутреннего трансцендентального сознания, проявляющегося внутренним блаженством».

Чего да сподобит всех нас Господь, молитвами священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Богоносного врача!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *