В утвержденный Правительством РФ Перечень социально значимых заболеваний (от 1 декабря 2004 г. N 715) включены все психические расстройства и расстройства поведения (Коды F00-F99 по MKБ-10). Среди них значатся психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (Коды F10-F19 по MKБ-10) и расстройства привычек и влечений, в частности, патологическое влечение к азартным играм (Код F63.0 по MKБ-10). Разумеется, что вы уже обратили свое внимание на отсутствие в указанных формулировках понятия «болезнь». Ясно, оно существенно сужает понимание сущности психиатрических и наркологических проблем, сводя его до узко медико-биологической трактовки.Надо сказать, что работа по интеграции социально-психологических и медико-биологических теорий синдрома зависимости началась уже c середины 60-х годов прошлого века, когда всемирно известный психиатр, профессор кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психоневрологической и наркологической клиники больницы «Сестры милосердия» в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации Владимир Худолин (2.05.1922−26.12.1996), начал развивать социально-экологическую теорию алкоголизма.
Согласно экологическому психо-социальному, антрополого-спиритуальному (социокультуральному) подходу проф. Худолина, проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, правильнее рассматривать как расстройство поведения, стиль или образ жизни. Действительно: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
Говоря о православной психотерапии и психопрофилактике пристрастий, следует признать, что ее критериям наиболее полно соответствует именно такой системный подход.
Профилактика и терапия пристрастий не должны ограничиваться медицинскими и социально-психологическими мерами. Крайне важно направить свою психотерапевтическую активность на духовную сферу личности: на ее ценности, смыслы, значимости. И здесь на помощь нам приходит церковное врачевание, включающее в себя сочетанное влияние на страждущего и его ближних литургического общения, церковных таинств, личной молитвы, пастырского душепопечения, деятельного участия в приходской жизни, всего того, что приводит к оздоровлению личности и ее духовно-нравственному становлению.
Понятно, что такой подход, должен иметь четкий духовный ориентир — восстановление целостности личности, иными словами, исцеление болящего.
К великому сожалению, существующие сегодня методики предотвращения и преодоления пристрастий не ставят перед собой этой цели. Более того, некоторые авторы рассуждают так: «неважно что и как использовать, лишь бы помогло».
Подобное отношение приводит порой к пагубным побочным эффектам: избавившись от наркомании, алкоголизма или игромании, человек, неожиданно для всех, начинает чревоугодничать, блудить, проявлять страсть к сребролюбию и властолюбию, или, вовсе, впадает в какое-либо лжеименное учение.
К таким выводам пришли сотрудники Дома милосердия имени преподобномученицы великой княгини Елизаветы, действующего при Никольском храме села Ромашкова Московской епархии. Исходя из положительного многолетнего опыта душепопечения лиц, пострадавших от потребления одурманивающих веществ мы сформулировали для себя некоторые принципы православной психотерапии и психопрофилактики пристрастий. Позвольте с вами ими поделиться.
На наш взгляд в профилактической и терапевтической работе, важно научиться влиять на личность, а не воздействовать на нее, не манипулировать ею. Мы поняли, что нужно избегать суггестивных методик. Последние могут рассматриваться как насильственный способ воздействия на человека, лишающий его независимой активной позиции. Разъяснительная работа, с нашей точки зрения, должна быть построена на диалогическом собеседовании. Идеально, если в беседе участвуют семейные пары, составляющие группу поддержки, терапевтическую общину. При этом следует объективно обсуждать проблему пристрастий во всей их совокупности и с разных сторон, говоря о вреде не только физическом, но и духовном, показывая глубинную связь нашего мировоззрения и образа жизни. Рассуждая о причинах пьянства, надо правдиво говорить о христианском отношении к употреблению вина и не политизировать проблему [1]. В диалоге со страждущими важно делать упор на совместном поиске разрешения их актуальных проблем. Разговор в целом должен привести к глубокому осознанию необходимости принятия на себя личной ответственности в организации собственного воздержанного, трезвого, благочестивого образа жизни, сопряженного с Богообщением, покаянием и доброделанием.
В завершении всего, нельзя не упомянуть о важности соблюдения принципа бдительности и предусмотрительности теми, кто, с Божьей помощью, умиротворил свою страсть. Им непозволительно успокаиваться и тем более гордиться своими достижениями. Наоборот, нужно быть осмотрительными и продолжать работать над собой. Что касается душепопечителей, то они ни в коем случае не должны пожизненно привязывать людей к своей программе. Напротив, с самого начала, им следует тактично препоручать своих подопечных попечительству Церкви Христовой.
Сейчас много говорят о пьянстве, наркомании, табакокурении, игромании как о явлениях социальных и предлагают самые разные общественные меры борьбы с ними. Между тем, конкретный человек с его проблемами, остается один на один с ними. Поэтому чрезвычайно важно с сознанием дела и с состраданием протянуть руку помощи тем, кто изнемог в борьбе со страстями. И это призваны сделать мы, православные врачи и священники.
Примечание:
[1] В одной из редакций памятника древнерусской литературы 2-й пол. XV в., «Слове о хмельном питии» [Послание о Хмеле. // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. — М.: «Художественная литература», 1989.-С.245.], обращенном от лица Кирилла, философа словенского, ко всем людям, «будь это светский или духовный, священник, царь, князь, богатый, нищий, убогий, будь это женщина — старая или молодая», чтобы не стать жертвой Хмеля рекомендуется: «Вина же для здоровья телесного принимать мало; первая чаша идёт во здравие, вторая для веселья, третья приводит к пьянству, а четвёртая к беснованию». И в другом месте: «Если пить только во славу Божию, то это не вредно, ибо, как пишет апостол Павел, «Ядите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»[1 Кор., гл. 10, ст. 31.]. И, наконец. «Братья, не упивайтесь вином! Огонь истребляет золото, серебро и твёрдое железо, вино же портит сердце человека!». Применительно к нашему времени, я бы хотел процитировать, как призыв, слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» [Римл., гл. 14, ст. 12.].