Образовательная деятельность в структуре Движения семейных клубов трезвости

Горячева А. А., ст. преподаватель каф. Социальной педагогики 1

[1]  Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, Москва, Россия

Адрес для корреспонденции: Горячева Анна Аркадьевна; e-mail: annapds@yandex.ru

Educational activity in the structure of movement of Family Sobriety Clubs

Goryacheva A. А.

Orthodox St. Tikhon Humanitarian University, Moscow, Russia

For correspondence: Goryacheva Anna; e-mail: annapds@yandex.ru

        В статье охарактеризован процесс подготовки волонтеров для работы в области социальных девиаций, прежде всего таких, как алкоголизм и наркомания.

Причинами деструктивного образа жизни молодежи является в значительной мере незнание: с одной стороны, незнание положительного образца поведения в семье, а с другой,

— педагогическая безграмотность родителей, повторяющаяся в поколениях. Решение круга проблем, связанных с зависимостями, не может обойтись без серьезной образовательной составляющей.

К работе ведущего Семейного клуба трезвости (далее СКТ) волонтеров готовит Викариатская школа трезвости при храме Всех Святых на Соколе. Духовником школы стал иерей Алексий Авдюшко, директор — к.п.н. Г.В. Гусев. Среди преподавателей врач нарколог-психотерапевт, к.м.н., доцент кафедры наркологии РМАПО Е.А. Соборникова, семейный психолог Л.В. Годунова, к.х.н. диакон Иоанн Клименко и другие врачи, педагоги, священники.

Учебный план школы состоит из 4-х ступеней:

  1. Базовый годичный курс для всех желающих. Слушатели получают теоретический блок и практические навыки работы с деструктивной семьей.
  2. Специальный курс для руководителей приходских семейных клубов трезвости, представленный прежде всего групповой работой участников в формате интервизии. Руководителем и вдохновителем учебных интервизий, а также супервизором и лектором трудных тем для 2 курса является научный руководитель ВШТ, доцент кафедры наркологии РМАПО, к.м.н. Е.А. Соборникова.
  3. Практический курс проходят слушатели, закончившие две предыдущие ступени. Они стажируются в работе с прихожанами храма Всех Святых, проводя занятия в виде семинаров и мини-лекций с ответами на вопросы.
  4. Интенсивный курс проводится ситуационно, по заявкам от регионов.

Дистанционная форма обучения находится в процессе становления. Характер учебного процесса определен двумя составляющими: с одной стороны, это типичное образование взрослых, с другой – в школу приходят люди, имеющие проблемы зависимости (созависимости), лично нуждающиеся в помощи. Организация школы учитывает специфику смешанной аудитории, которая прагматична и ожидает результата скорейшим образом. Взрослый учащийся имеет конкретный запрос; и вполне осознает мотивацию к получению знаний[1]. Кроме того, в ходе обучения в школе идет переосмысление мировоззрения, меняется самооценка, корректируются жизненные планы, идет духовное становление.

При организации учебы учитываются два педагогические момента: проблемность обучения плюс использование интерактивных методов. Наиболее полно проблемный подход используется в интервизиях, которые проходят как анализ практических ситуаций, групповые дискуссии и др. Во-вторых, занятия основаны на коммуникации людей с очень разным багажом жизненного, в том числе семейного, опыта. Можно сказать, что сущностная черта образования взрослых – активное соотнесение уникального собственного опыта с опытом социума, отраженным в науке, — осмысленно внедрена в учебный процесс.

Школа имеет и свои трудности. Так, интерес к учебе падает, если человек пребывает в тяжелой психологической атмосфере, а это нередко имеет место в семьях с зависимостями. Некоторые слушатели не справляются с нагрузкой и нуждаются в дополнительной поддержке специалистов, осуществляемой в школе, индивидуально или в ходе групповой работы.

Вторая сложность связана с активностью, необходимой ученику. Если ответственность за результат перекладывается на преподавателя, то усвоение сведений будет слабым. Часть слушателей вначале бывает настроена как раз на привычное пассивно-академическое восприятие материала, и не сразу оказывается готовой к практике, что делает прослушанный курс вскоре просто забытым. Проблемой иногда становится и предвзятое отношение к теоретическому материалу, непонимание его или ранее сложившееся неприятие теоретизации в целом. В сознании такого слушателя происходит подмена научного подхода знакомой эмпирической трактовкой ситуации.

Школа на первое место выдвигает функцию социализации личности. Но, кроме того, исконная задача образования, – это духовное взращивание человека. Воспитать человека – значит подготовить его для земной жизни и для жизни вечной. В то же время Школа трезвости на Соколе, будучи конфессиональной, не подменяет собою православный ликбез, ученикам предлагают самостоятельно освоить православное вероучение через сеть церковных воскресных школ и катехизаторских курсов.

[1] Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых: социально-психологические проблемы, поиски, решения / Под. ред. докт. психол. наук, проф., Г.С. Сухобской. Том 3. Книга 1. СПб., 2000. С. 7

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *