Российская школа в начале ХХ в.: ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ТРЕЗВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Г.В. Гусев. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2009. Вып. 2 (13). С. 57-64

Основная цель современного воспитания — формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности. Одновременно воспитание должно быть здоровьесберегающим, что требует формирования у обучающихся и их родителей здорового образа жизни. Серьезной угрозой здоровью школьников является алкоголизм, рост которого в последние годы отмечается многими авторами. В истории России, начиная с конца XIX в., накоплен определенный опыт воспитания трезвого образа жизни в школе, об этом рассказывает автор статьи.

Число подростков 15—17 лет, злоупотребляющих алкоголем и состоящих на учете в наркодиспансерах, увеличилось с 1991 по 1999 г. на 26,4% и на 1 января 2000 г. составило 58 600 человек. На начало 2006 г. были официально признаны алкоголиками около 60 тыс. детей, и эта цифра год от года растет. Реальное число несовершеннолетних, страдающих сегодня алкоголизмом, намного больше. Алкогольные напитки употребляет более 80% молодежи и почти 40% школьников.

В истории России имеется определенный опыт воспитания трезвого образа жизни в школе1. Эта работа впервые началась в 1905 г. в Сергиевской школе трезвости, организованной иеромонахом Сергиевой Пустыни, что близ Санкт-Петербурга, Павлом (Горшковым). Цель школы сформулирована ее основателем так: «Чтобы будущие граждане были более способными к труду, необходимо наших детей развить прежде всего физически, затем влить в них струю трудолюбия, а потом, чтобы не сошли они с этих жизненных крепких рельс, предупредить их о гибельном последствии пьянства»2.

«Целью школы, — говорил иеромонах Павел, — я поставил не только обучение детей грамоте, но и предохранение их всеми силами от порока пьянства. Вся система воспитания в школе состоит в том, чтобы убедить учащихся во вреде, причиняемом крепкими напитками. Она проводится в антиалкогольном преподавании, которое внушает детям отвращение к спиртным напиткам»3.

1 Фортова Л. К. Антиалкогольное воспитание школьников в России (конец XIX — XX в.): Дис. … канд. пед. наук. Владимир, 1993.

2 Павел (Горшков), иеромонах. Трезвость по Библии. Уроки трезвости в школе по Библейским рассказам. СПб., 1912. С. 15.

3 Диомидов И. Сергиевская школа трезвости (опыт борьбы с народным пьянством по средствам школы) // Русская школа. 1914. № 9, 10. С. 115—116.

Как показывает само название школы, главной ее заботой являлось обучение нормам трезвости, чтобы уберечь подрастающее поколение от порока пьянства. И это преподавание проходило красной нитью в программе школы. Специальные «Уроки трезвости» давала старшая учительница школы с использованием наглядных пособий. А заведующий школой иеромонах Павел вел уроки на темы трезвости по Закону Божию — беседы о трезвости, приуроченные к разным событиям из Священного Писания. На уроках остальных предметов учебного курса детям внушались все те же начала трезвой жизни.

Также школа широко занималась благотворительностью. При ней существовала бесплатная столовая. Школа стала семьей для тех детей, от которых отказались их родители-алкоголики. Им давали начальное образование, профессиональное обучение и обеспечивали их трудоустройство. При школе безвозмездно содержалось несколько человек взрослых, лишившихся трудоспособности вследствие пьянства.

Количество обучаемых в школе было невелико. Так, в 1909/10 уч. году там находилось около 100 человек обоего пола, через пять лет их стало вдвое больше. Сергиева Пустынь выделила землю, и отец Павел построил две отдельные школы — для мальчиков и для девочек. Дети, обучающиеся в школе, проявили себя успешными пропагандистами трезвого образа жизни в своих семьях — они не только сами вели благочестивый образ жизни, но и увлекали за собой своих погибающих от алкоголизма близких взрослых. От момента создания школы до 1910 г. число взрослых трезвенников достигло там трех с половиной тысяч.

Этому способствовали также регулярно проводимые отцом Павлом духовно-нравственные беседы о вреде пьянства и пользе трезвости. К 1910 г. на таких беседах побывало около 40 000 слушателей, и некоторые из них тотчас же давали обет воздержания от алкоголя.

О школе стало известно всей России. Иеромонах Павел регулярно публиковал отчеты о деятельности школы. О школе говорили на Всероссийских съездах по борьбе с алкоголизмом. Об этих съездах следует сказать подробнее, т.к. на них развернуто обсуждались программы трезвенной работы в школах России.

С 28 декабря 1909 г. по 6 января 1910 г. (ст. стиля) в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. В число членов Организационного комитета входили известные врачи, в т.ч. академик В. М. Бехтерев, профессора, государственные и общественные деятели, а также духовные лица. В работе съезда приняли участие 453 человека, из них 26 — лица духовного звания (почти 6%); 27 — педагоги (также почти 6%); 163 — врачи (36%) и 237 — прочие (52%). Из 99 докладов 2 было посвящено детскому, в т.ч. школьному, алкоголизму и 4 — необходимости введения учения о трезвости как специального предмета в школе; ряд выступлений затрагивал темы внешкольного образования и народных университетов как средства борьбы с алкоголизмом; в некоторых говорилось о курсе обучения о трезвости для духовных семинарий.

Введению курса учения о трезвости в начальной школе на съезде был посвящен специальный доклад И. П. Мордвинова. Автор рассматривал результативность ведущейся борьбы с алкоголизмом и указывал на то, что работа с детьми гораздо эффективнее, чем борьба, направленная на людей, уже подверженных

недугу. Курс народной школы, говорил И. П. Мордвинов, представляет много поводов, случаев, даже необходимостей в той или иной форме упоминать о трезвости.

Многое можно сказать о трезвости на уроках Закона Божия и на неизбежно связанных с ними беседах по христианской морали, продолжал докладчик. Вред алкоголизма может быть подчеркнут на уроках русского языка (например, басня И. А. Крылова «Два мужика» и пр.), на уроках чистописания можно предлагать для списывания стихи и коротенькие статейки о вреде пьянства, тему трезвости можно затрагивать в диктантах, изложениях и сочинениях учащихся.

Уроки естествознания также дают возможность рассказывать о вредном влиянии алкоголя на человеческий организм. На уроках пения можно разучивать «трезвенные пьесы», и даже уроки арифметики позволяют продемонстрировать вред алкоголя подбором задач, содержанием которых может быть связь алкоголизма с вырождением человека, влияние пьянства на заболеваемость, смертность, материальное неблагополучие и потери государства, общества и отдельных личностей. Образцы соответствующих задач автор предлагал в специально изданном пособии.

Но главным средством борьбы с алкоголизмом является, по мнению И. П. Мордвинова, специальный систематический курс учения о трезвости, содержание которого строится из сведений в области химии, анатомии, физиологии и общественных наук. Приведем выдержку из выступления докладчика: «Курс должен начинаться с первого же года обучения (но лучше со второй половины его, когда дети уже научились читать). На первой ступени курс слагается из кратких и весьма элементарных по содержанию бесед. Ряд их весьма удобно открывается беседой о пище и питье: выясняется, что человек ест и пьет для поддержания сил и жизни; перечисляются кушанья и напитки, приводится деление воспринимаемых человеком веществ на вредные (яды) и полезные. Следующая беседа посвящается выяснению понятия о ядах вообще и признаках отравления.

Третья беседа посвящается характеристике спиртных напитков как несомненных ядов. Дальнейшие обрисовывают проявления пьяного безумия. Удобнее всего ведутся эти беседы по поводу прочитанных учителем вслух рассказиков, специально подобранных для этой цели.

Темами могут быть: I. Пьянство — причина смерти. II. Пьянство и потеря здоровья. III. Пьянство и безумие. IV. Пьянство и преступность. V. Пьянство и бедность. В конце учебного года допустимо разучить с детьми наизусть одно или два стихотворения, соответственных целям курса»4.

В последующие два года обучение в начальной школе, по И. П. Мордвинову, усложняется. Циклы бесед посвящены уже таким темам, как например, «Учение Церкви о трезвости», «Действие алкоголя на человеческий организм», «Зло, вносимое алкоголем в мир», «Борьба за трезвость». Программа курса учения о трезвости для начальных школ была опубликована И. П. Мордвиновым в журнале Александро-Невского общества трезвости «Трезвая жизнь» в № 3 за 1910 г.

4 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. 28 дек. 1909 г. — 6 янв. 1910 г.: В 3 т. СПб., 1910. С. 623.

В резолюциях съезда «По вопросу о роли школы в борьбе с пьянством» первым пунктом признается необходимым «ввести в виде отдельного предмета преподавание начал трезвости в низшей и средней школе»5.

Внимание к этим проблемам в обществе в последующие годы не ослабевало. 6-12 августа (ст. стиля) 1912 г. в Москве состоялся очередной Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Съезд был устроен Русской Православной Церковью по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского Епархиального общества борьбы с народным пьянством, с благословения Святейшего Синода. В трудах съезда приняли участие 470 человек, из них 277 — духовенство, 26 — педагоги, 32 — врачи, 132 — прочие. Один из трех разделов программы съезда был посвящен проблемам школьного алкоголизма и мерам борьбы с ним, а также борьбы с народным алкоголизмом посредством школы. Из 53 прочитанных докладов 10 были полностью посвящены преподаванию учения о трезвости в российских школах и еще 3 доклада частично касались этого вопроса.

Наиболее полно вопрос о преподавании учения о трезвости в российских школах был рассмотрен в докладе Г. Ф. Маркова «Научно-просветительная деятельность в борьбе с алкоголизмом»6.

Автор доклада отстаивает следующие положения:

1. Поскольку алкоголь затрагивает многие стороны человеческой жизни: воздействует и на физическое здоровье человека, и на его психику, отражается на потомстве, расстраивает материальное благосостояние, влияет на развитие преступности и т.п., преподавание антиалкогольных сведений не может и не должно быть отделом гигиены. «Зло алкоголя так велико, так широко и так ужасно, что для борьбы с ним нужно выдвинуть знания, связанные одной общей идеей, знания точные, обоснованные. Система этих знаний должна образовать особую науку, которая должна занять видное, самостоятельное место среди общеобразовательных наук»7. Наука трезвости как самостоятельный предмет должна занимать видное место в официальных программах школ всех типов.

2. Программа науки трезвости складывается из трех разделов: 1) сведения гигиенические, в которые входят описание и приготовление разных видов напитков и их свойств с целью указать их вред, а затем подробное изложение их влияния на разные органы человека и его психику; 2) социальные и экономические явления как следствие алкоголизма: действие алкоголя на отдельного человека, семью, в целом на общество, а также средства, употребляемые в борьбе с алкоголизмом; 3) хрестоматии — сборники литературных отрывков, рисующих картины последствий употребления алкогольных напитков и описание различных случаев из общественной жизни.

3. Важную роль в деле школьного преподавания науки трезвости играет учитель. Если, как утверждает Г. Ф. Марков, «убежденный трезвенник сумеет

5 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. С. 90.

6 Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в Москве 6—12 августа 1912 г. Т. 2 // Бесплатное приложение к журналу «Родная жизнь» за 1915 г. Пг., 1915. С. 281—291.

7 Там же. С. 284.

завлечь детей своим преподаванием, он станет любимым учителем у учащихся, станет их высшим авторитетом. Это последнее крайне необходимо, так как при этом только условии можно заставить детей отказаться от домашнего авторитета. Спиртные напитки употребляются в каждой семье и употребляются с полным сознанием их полезности и, во всяком случае, их безвредности. Руководствуясь этим убеждением, родители угощают своих детей вином, пивом и водкой. Вот момент, когда ребенок или юноша будет поставлен на распутье и когда ему самому приходится избрать путь: идти за учителем, который с полной наглядностью трактует о вреде спиртных напитков и настойчиво рекомендует не употреблять их, или же слушать родителей, которые уверяют, что учитель увлекается, и говорят: «Ведь твои родители пьют и живы-здоровы, пей и ты». В этот-то момент авторитет учителя получает важное значение. Нам известны примеры, когда дети, несмотря на угрозы и приказания родителей, отказывались пить; нам известны примеры и того, как настойчивые отказы детей пить спиртные напитки оказывают влияние на родителей, и эти последние бросают пить»8.

4. Пропаганда идей трезвости не должна ограничиваться преподаванием в школе соответствующего предмета. Учителя должны организовывать антиалкогольные музеи и передвижные антиалкогольные выставки, содержащие в себе все то, что наглядно указывает на результаты влияния алкоголя.

Другие докладчики, выступавшие на этом съезде, поддерживали те или иные положения доклада Г. Ф. Маркова. Так, в докладе А. Д. Панчулидзевой отмечалось, что успешную работу по пропаганде идей трезвости в школе может вести только тот учитель, который сам следует принципам трезвости и воздержания. Будущих педагогов, по ее мнению, нужно подготавливать: 1) по психологии и нравственности и 2) по медицине и физиологии — то и другое по отношению к алкогольному вопросу. Необходимо также объединение учителей-трезвенников в общество, которое должно: 1) способствовать возбуждению интереса к делу трезвости среди пока еще безучастных педагогов и 2) поддерживать своих молодых пока еще неопытных товарищей, а также стараться переориентировать общественное мнение, привлечь на свою сторону пользующихся общим уважением людей и собрать необходимые материалы для введения преподавания трезвости и создания трезвенных организаций. Общество трезвости учителей должно озаботиться тем, чтобы в школу не попадали учебники, распространяющие и укрепляющие ложные сведения по алкоголизму. Учителя, выступающие на борьбу с алкоголизмом, должны быть всегда в курсе всех начинаний и всех деталей школьной антиалкогольной пропаганды. Для подготовки учителей необходимо устройство курсов, составление списков книг, наиболее пригодных для школьной борьбы за трезвость и т. д.

В резолюциях этого Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом целый раздел был посвящен обучению и воспитанию трезвости в школе. В частности, в нем говорилось:

1. Съезд признает потребление спиртных напитков детьми школьного возраста вполне доказанным.

8 Труды Всероссийского съезда. С. 286.

2. Для борьбы с алкоголизмом необходимо сообщение систематических сведений во всех школах о вреде алкоголя и его влиянии.

3. Сообщение означенных сведений должно именовать наукой трезвости.

4. Науку трезвости следует считать особым самостоятельным школьным предметом, а не отделом только школьной гигиены.

5. Преподавание этой науки может быть введено двояким способом — путем вкрапливания ее элементов во все предметы школьного курса и (для старших классов) в систематическом виде в отдельных и специальных уроках.

6. Каждый преподаватель — есть учитель и воспитатель. Пример учителя — главное орудие в деле воспитания, а потому преподаватель науки трезвости должен быть безусловным трезвенником.

7. Для образования контингента учителей науки трезвости необходимо ввести преподавание этой науки во всех учебных заведениях, подготовляющих преподавателей, а для более широкого ознакомления настоящего педагогического персонала устроить, где окажется возможным: а) специальные курсы по этому предмету и б) лекции на педагогических и певческих курсах.

8. Внешкольная просветительная деятельность педагогов в деле борьбы с алкоголизмом может выражаться: в образовании музеев, выставок, публичных чтений и бесед, организации курсов науки трезвости и учреждений обществ ревнителей трезвости из взрослых.

Следует отметить, что за два года до этого съезда, в 1910 г., Священный Синод своим указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. Но недостаточно принять решение о преподавании того или иного предмета, необходимо подготовить соответствующие учебные пособия. И в этом плане в России уже имелся положительный опыт. Еще до организации Сергиевской школы трезвости, в 1898 г., в нашей стране появилось первое учебное пособие «Основы трезвости (опыт руководства для школ)» А. В. Соболевского. Пособие состояло из двух частей. Первая часть предназначалась для учителей и состояла из специального отдела, в котором рассматривалась проблема влияния алкоголя на жизнь человека с медицинской, экономической и нравственной стороны, излагались исторические сведения о развитии трезвенного движения в России и Европе, приводились циркуляр министра финансов о введении Положения о казенной продаже алкоголя, устав попечительства о народной трезвости и другие официальные документы, актуальные для времени издания пособия.

Вторая часть предназначалась для учащихся и представляла собой «трезвую хрестоматию, соединяющую почти все, что имеется в русской художественной литературе»9 и несколько отрывков из переведенной на русский язык иностранной литературы, изображающей жизнь пьянствующих людей. Ни уроков трезвости, ни тем более программ или методик для преподавания такой дисциплины во время издания книг А. В. Соболевского не существовало, и автор представлял себе методику следующим образом. Учитель, запасшись основными сведениями, предложит ученикам прочитать в классе материал, помещенный во второй части пособия. Тут же, в процессе чтения, учитель сообщает вкратце необходи-

9 Соболевский А. В. Основы трезвости (опыт руководства для школ). СПб., 1898. С. 4.

мые специальные сведения и вызывает учащихся на обмен мыслей. Если таким образом будет пройдена вся вторая часть, то преподаватель приступает к чтению в классе первой части, а в конце курса преподавания каждый учащийся получает руководство на руки. Пособие А. В. Соболевского предназначалось для средней школы, народных библиотек и всех граждан, интересующихся этой проблемой.

Другим событием в учебном книгоиздании на данную тему стала выпущенная в 1901 г. книга видного деятеля трезвеннического движения священника Д. Г. Булгаковского «Новая русская хрестоматия с подбором статей о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье, материальное благосостояние и нравственность». Xрестоматия состояла из двух разделов: в первом были собраны рассказы, стихи, поговорки о вреде пьянства, во втором — статьи о гигиене. Пособие переиздавалось несколько раз.

Позднее, в 1913—1914 гг., в Архангельске священник П. Ф. Сергиев издал пособие «Уроки трезвости» для младшего и среднего отделений начальных училищ. Первое из них определением Училищного совета при Священном Синоде за № 450 от 1913 г. было допущено в церковные школы. Каждое пособие состоит из четырех отделов: в первом рассказывается о вредном влиянии пьянства на здоровье, личную и семейную жизнь; во втором речь идет об отражении пьянства на общественной деятельности; в третьем излагается учение Слова Божия и святоотеческое учение о вреде пьянства, наконец, в четвертом показывается польза трезвости.

В те же годы появились переводы зарубежных учебников трезвости. Пособие Жюля Дени (учебник науки трезвости для начальной и средней школы во французской Швейцарии) было переведено у нас дважды. В первый раз Г. Ф. Марковым, который в 1910 г. издал его под названием «Руководство для преподавания науки трезвости (антиалкоголизма)» в 5 книгах. Причем пятая книга содержала в себе проект методики преподавания науки трезвости. Во второй раз — А. Л. Мендельсоном, который в 1913 г. на базе зарубежного издания выпустил свой «Учебник трезвости», в котором он заново переписал значительную часть уроков. Последнее издание, по мнению И. Р. Такала, самое удачное — это до сих пор единственный в своем роде учебник трезвости в 34 уроках, с богатейшим фактическим материалом и разнообразными заданиями для его повторения и закрепления.

Предлагалось проведение идей трезвости в школьных курсах Закона Божия, русской и зарубежной словесности, отечественной и мировой истории, географии и даже математики. Например, в 1912 г. И. П. Мордвинов издал пособие для учительских и духовных семинарий «Трезвенный элемент в курсе арифметики», а в 1914 г. учитель М. М. Беляев и врач С. М. Беляев издали сборник задач противоалкогольного содержания, предназначенный для преподавания арифметики в начальной школе.

Одновременно решался вопрос и о подготовке кадров для проведения этой работы. В 1909 г. появился Указ Святейшего Синода о введении в духовных и учительских семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. На Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом протоиерей А. Миртов предложил программу курса учения о трезвости для педагогов учительских

и духовных семинарий. В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914 г. сообщается о результатах проведения в жизнь этого указа.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в России накоплен богатый опыт воспитания трезвости в школе. Приступая сегодня к разработке комплексных программ и учебных курсов по обучению здоровому образу жизни, следует использовать и развивать этот опыт.

Ключевые слова: антиалкогольное воспитание школьников, трезвый образ жизни, опыт борьбы с пьянством в России в XIX—XX вв.

Russian school at the beginning of the 20th century:

EDUCATION AND PROPAGATION OF THE SOBER WAY OF LIVING

G. V. Gusev

The main goal of modern education is to build up a socially active, creative, literate, and self-dependent personality. At the same time, upbringing should be health saving, which demands the promotion of a healthy lifestyle among learners and their parents. Alcoholism, which has been noticeably growing in recent years, poses a serious threat to the health of pupils. The author tells about certain experience in the teaching of sober way of living accumulated in Russia since the late 19th century.

Keywords: anti-alcoholic training of pupils, sober way of living, hard drinking control in Russia in 19—20th cent.

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-shkola-v-nachale-hh-v-obuchenie-i-vospitanie-trezvogo-obraza-zhizni

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *