Воспитание трезвости средствами системы образования Российской империи в начале ХХ века

Г.В. Гусев. Доклад на XVII Международных образовательных Рождественских чтениях

В своем докладе я хочу рассказать об одном направлении трезвенного движения в России, которое, к сожалению, ни в прошлом, ни теперь не получило широкого развития, несмотря на свою самоочевидную важность. Речь идет о преподавании науки трезвости в школе. У истоков трезвенного движения в России стоял, как известно, С.А. Рачинский.

Хотя С.А. Рачинский объединял в своем лице выдающегося православного педагога и выдающегося деятеля трезвенного движения, непосредственно в образовательной программе его школы трезвость как предмет обучения не присутствовала.

Такое учебное заведение появилось в России лишь в начале XX века. В 1905 году в 18 верстах от С-Петербурга, на станции Сергиева-Пустынь Балтийской железной дороги, близ монастыря преподобного Сергия иеромонахом этого монастыря Павлом (Горшковым)* была организована 1-я Российская Сергиевская школа трезвости.

Школа выросла из Сергиевского отделения Александро-Невского общества трезвости, основанного в 1904 году в монастыре преподобного Сергия и помещавшегося в келье отца Павла. Вначале это была маленькая церковно-приходская школа грамоты, размещавшаяся в квартире учительницы Антонины Алексеевны Павловой. Но популярность ее быстро росла. Местные крестьяне выделили землю, нашлись благотворители, пожертвовавшие деньги на строительство, и вот 5 октября (старого стиля) 1906 года школа была освящена. Инициативу эту приветствовал сам Государь Император Николай II.

Цель школы сформулирована ее основателем так: «Чтобы будущие граждане были более способными к труду, необходимо наших детей развить прежде всего физически, затем влить в них струю трудолюбия, а потом, чтобы не сошли они с этих жизненных крепких рельс, предупредить их о гибельном последствии пьянства».

«Целью школы – говорил иеромонах Павел – я поставил не только обучение детей грамоте, но и предохранение их всеми силами от порока пьянства. Вся система воспитания в школе состоит в том, чтобы убедить учащихся во вреде, причиняемом крепкими напитками. Она проводится в антиалкогольном преподавании, которое внушает детям отвращение к спиртным напиткам».

Как показывает само название школы, главной заботой ее являлось преподавание трезвости, чтобы предохранить подрастающее поколение от порока пьянства. И это преподавание проходило красной нитью в программе школы. Специальные «Уроки трезвости» давала старшая учительница школы с использованием наглядных пособий. А заведующий школой иеромонах Павел вел уроки трезвости на темы по Закону Божию – беседы о трезвости, приуроченные к разным событиям из Священного Писания. На уроках остальных предметов учебного курса детям внушались все те же начала трезвой жизни.

Помимо обучения трезвому и благочестивому образу жизни еще одним важнейшим принципом школы было трудовое воспитание. При школе имелись огород, небольшие парники, сапожная, переплетная и столярная мастерские. В хозяйстве разводили кур, коз и кроликов. Труды по сельскому хозяйству очень интересовали учащихся, и они работали с большим рвением. Соответственными были и плоды трудов: в 1910 году была получена серебряная медаль на выставке огородничества. Каждую весну для школьников устраивался праздник древонасаждения под руководством ученого-лесовода А.А.Павлова. Школа регулярно принимала участие в различных выставках. В 1910 году она получила похвальный лист  на антиалкогольной выставке в Народном Доме. В 1911 году на юбилее Царскосельской выставки школа получила серебряную медаль и, кроме того, бронзовую медаль за успехи в птицеводстве и похвальный лист за кролиководство. На всемирной выставке в Турине школа была удостоена золотой медали. Мальчики занимались ручным трудом, в программе обучения были предусмотрены сельскохозяйственные курсы с практическими знаниями, занятия гимнастикой и военным строем. Для девочек были предусмотрены курсы кройки и шитья и чулочных изделий, а также занятия гимнастикой.

Также школа широко занималась благотворительностью. При школе существовала бесплатная столовая, в которой с 1906 по 1913 годы было выдано 160 429 обедов. Школа содержала тех  детей,  от которых отказались их родители-алкоголики. Им давали начальное образование, профессиональное обучение и обеспечивали их трудоустройство. При школе безвозмездно содержалось несколько человек взрослых, лишившихся трудоспособности вследствие пьянства.

Количество обучаемых в школе было невелико – так, в 1909-1910 учебном году около 100 человек обоего пола, через пять лет их стало вдвое больше. Сергиева Пустынь выделила землю, и отец Павел построил две отдельные школы для мальчиков и для девочек. Дети, обучающиеся в школе, проявили себя успешными пропагандистами трезвого образа жизни – они не только сами вели благочестивый образ жизни, но и увлекали за собой своих погибающих взрослых ближних. От момента создания школы до 1910 года число взрослых трезвенников достигло трех с половиной тысяч.

Этому способствовали также регулярно проводимые отцом Павлом духовно-нравственные беседы о вреде пьянства и пользе трезвости. К 1910 году на таких беседах побывало около 40 000 слушателей,  и некоторые из них тотчас же давали обет воздержания от алкоголя.

О школе стало известно в России. Иеромонах Павел регулярно публиковал отчеты о деятельности школы. Ее посетил Председатель Совета Министров В.Н.Коковцев. О школе говорили на Всероссийских съездах по борьбе с алкоголизмом. Об этих съездах следует сказать подробнее, т.к. на них развернуто обсуждались программы трезвенной работы в школе.

С 28 декабря 1909 г. по 6 января 1910 г. (ст.стиля) в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. В число членов Организационного Комитета входили известные врачи, в том числе академик В.М.Бехтерев, профессора, государственные и общественные деятели, а также духовные лица – епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский), будущий священномученик, погибший в 1919 году, член Государственной Думы, председатель думской комиссии по борьбе с пьянством, и протоиерей Петр Александрович Миртов —  председатель Санкт-Петербургского Александро-Невского общества трезвости, сменивший на этом посту о. Александра Рождественского, редактор трезвенных журналов «Отдых христианина», «Трезвая жизнь» и «Воскресный благовест». В трудах Съезда приняли участие 453 человека,  из которых 26 – лица духовного звания (почти 6%); 27 – педагоги (также почти 6%); 163 – врачи (36%) и 237 – прочие (52%). Из 99 докладов 2 было посвящено детскому, в т.ч. школьному, алкоголизму и 4 – необходимости введения учения о трезвости как специального предмета в школе, 1 – о внешкольном образовании как пути борьбы с алкоголизмом; 1 – народным университетам как орудию и средству борьбы с алкоголизмом и 1 – курсу учения о трезвости для духовных семинарий.

В V разделе резолюций «По вопросу о роли школы в борьбе с пьянством Съезд первым пунктом признает необходимым «ввести в виде отдельного предмета преподавание начал трезвости в низшей и средней школе» (165, с.90).

На Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством введению курса учения о трезвости в начальной школе был посвящен специальный доклад И.П.Мордвинова (165, т.II, с.619-626). Автор рассматривает результативность ведущейся борьбы с алкоголизмом и указывает на то, что борьба, направленная на людей уже подверженных недугу, дает меньшие результаты, чем работа с детьми в начальной школе.

«Курс народной школы, – говорит И.П.Мордвинов, – представляет много поводов, случаев, даже необходимостей в той или иной форме упоминать о трезвости.

Многое можно сказать о ней на уроках Закона Божия и на неизбежно связанных с ними беседах по христианской морали. При прохождении священной истории невольно приходится, например, останавливаться на главах о Ное, о браке в Кане, о Тайной вечери: необходимо выяснить истинный смысл самых этих глав для того, чтобы рассеялось, наконец, общее убеждение, что винопитие благословляется законом. Необходимо сделать краткую экскурсию в область истории вообще и выяснить детям, ЧТО и КАК пили древние. Полезно остановиться на примерах ветхозаветной трезвости – на истории рехавитов, Данииле … Разбирая заповеди Моисея и заветы Евангелия необходимо путем подбора убедительных примеров, подчеркивать, что закононарушения и преступления возникают главным образом на почве пьянства».

Вред алкоголизма может быть подчеркнут на уроках русского языка (например, басня И.А.Крылова «Два мужика» и проч.), на уроках чистописания можно предлагать для списывания стихи и коротенькие статейки о вреде пьянства, тему трезвости можно предлагать в диктантах, изложениях и сочинениях учащихся.

Уроки естествознания дают возможность рассказывать о вредном влиянии алкоголя на человеческий организм.

На уроках пения можно разучивать «трезвенные пьесы», и даже уроки арифметики позволяют продемонстрировать вред алкоголя подбором задач, содержанием которых может быть связь алкоголизма с вырождением, влияние его на заболеваемость, смертность, материальными потерями государства, общества и отдельных личностей. Образцы соответствующих задач автор предлагает.

Но главным средством борьбы с алкоголизмом является, по мнению И.П.Мордвинова, специальный систематический курс учения о трезвости, содержание которого строится из сведений в области химии, анатомии, физиологии и общественных наук.

«Курс должен начинаться с первого же года обучения (но лучше со второй половины его, когда дети уже научились читать). На первой ступени курс слагается из кратких и весьма элементарных по содержанию бесед. Ряд их весьма удобно открывается беседой о пище и питье: выясняется что человек ест и пьет для поддержания сил и жизни; перечисляются кушанья и напитки, приводится деление воспринимаемых человеком веществ на вредные (яды) и полезные. Следующая беседа посвящается выяснению понятия о ядах вообще и признаках отравления.

Третья посвящается характеристике спиртных напитков, как несомненных ядов. Дальнейшие обрисовывают проявления пьяного безумия. Удобнее всего ведутся эти беседы по поводу прочитанных учителем вслух рассказиков, специально подобранных для этой цели.

Темами могут быть:

  1. Пьянство – причина смерти.
  2. Пьянство и потеря здоровья.
  3. Пьянство и безумие.
  4. Пьянство и преступность.
  5. Пьянство и бедность.

В конце учебного года допустимо разучить с детьми наизусть одно или два стихотворения, соответственных целям курса» (97, с.623).

На следующий год могут быть следующие темы циклов бесед:

  1. Действие пьянства на личность.
  2. Действие пьянства на общество.
  3. Учение Церкви о трезвости.
  4. Положительные стороны трезвости и борьба за нее.

На следующий год (или два) предлагается такая программа:

  1. Происхождение и свойства алкогольных напитков.
  2. Действие алкоголя на человеческий организм.
  3. Зло, вносимое алкоголем в мир
  4. Положительные качества трезвости.
  5. Борьба за трезвость.

Предложенная программа и сегодня может быть использована в приходских школах и для детей, и для взрослых. Преподаватель сам может подобрать фактический материал для занятий с детьми.  Со взрослыми же полезно организовывать семинарские занятия, побуждая слушателей к поиску информации по заданной теме.

6-12 августа (ст. стиля) 1912 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Съезд был устроен  Русской Православной Церковью по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского Епархиального общества борьбы с народным пьянством, с благословения Святейшего Синода. Почетным покровителем этого съезда был Святой священномученик митрополит Московский и Коломенский, потом Санкт-Петербургский, а впоследствии Киевский и Галицкий, Владимир (Богоявленский; 1848-1918), а председателем – архиепископ  Новгородский, впоследствии митрополит Ташкентский, Арсений (Стадницкий; 1863-1936). Один из трех разделов Программы Съезда был посвящен проблеме школьного алкоголизма и мерам борьбы с ним и борьбы с народным алкоголизмом посредством школы. В трудах Съезда приняли участие 470 человек, из них 277 – духовенство, 26 – педагоги, 32 – врачи, 132 – прочие. Из 53 прочитанных докладов 10 были полностью посвящены преподаванию учения о трезвости в школе и еще 3 доклада частично касались этого вопроса.

В целом Съездом были рассмотрены следующие вопросы: религиозно-нравственные и научные основы борьбы с пьянством; организация борьбы с алкоголизмом посредством обществ трезвости, братств, попечительств и других подобных им учреждений; меры борьбы с появлением пьянства в бытовой жизни народа; школьный алкоголизм и меры  по борьбе с ним; борьба через школу с народным алкоголизмом; литературно-научная борьба  (газеты, журналы, научно-популярные лекции, музеи, противоалкогольные выставки и пр.)».

На Съезде было заявлено, что в стране насчитывалось уже около 2000 обществ трезвости, в которых имелось свыше полумиллиона человек, вставших на путь трезвой благочестивой жизни.

В резолюциях Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом целый раздел был посвящен обучению и воспитанию трезвости в школе. В нем говорилось:

  1. Съезд признает потребление спиртных напитков детьми школьного возраста вполне доказанным.
  2. Для борьбы с алкоголизмом необходимо сообщение систематических сведений во всех школах о вреде алкоголя и его влиянии.
  3. Сообщение означенных сведений должно именовать наукой трезвости.
  4. Науку трезвости следует считать особым самостоятельным школьным предметом, а не отделом только школьной гигиены.
  5. Преподавание этой науки может быть введено двояким способом – путем вкрапливания элементов ее во все предметы школьного курса и (для старших классов) в систематическом виде в отдельных и специальных уроках.
  6. Каждый преподаватель – есть учитель и воспитатель. Пример учителя – главное орудие в деле воспитания, а потому преподаватель науки трезвости должен быть безусловным трезвенником.
  7. Желательно, чтобы и все законоучители, учители и воспитатели были трезвенниками…

Съезд этот происходил, как уже было сказано, в 1912 году. Но еще в 1910 году  Св. Синод своим указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. В школах Министерства народного просвещения  лишь с 1914 года предписывалось преподавать учащимся старших классов курс гигиены с обязательным сообщением сведений о вреде алкоголя по одному часу еженедельно в течение года.

Трезвенное движение продолжало развиваться.

К марту 1914 года «относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного – 29 августа (ст. стиля), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя церковного праздника трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством».

Широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 года (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких напитков и ликвидации казенных питейных заведений.

Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую – высшую ступень.


* К сожалению, мы не располагаем сведениями о жизни этого выдающегося деятеля трезвенного движения. Известно только, что во время Великой Отечественной войны игумен Павел (Горшков) был наместником Псково-Печерского монастыря. Находясь на оккупированной территории, он поддерживал тайную связь с партизанами, переправлял им целые возы продовольствия, прятал в монастыре рацию, по которой передавал через линию фронта сведения о фашистах, собранные монахами монастыря (179, с. 159). После прихода Красной Армии игумен Павел (Горшков) был арестован. В 1950 году погиб в лагерях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *